Старт производства «Ласточек» — знаковое событие не только для «Уральских локомотивов», но и для всей железнодорожной отрасли, нуждающейся в современном моторвагонном подвижном составе
25 мая на заводе «Уральские локомотивы» (Верхняя Пышма, Свердловская область) состоялась церемония открытия производства пассажирских электропоездов «Ласточка» (СП Группы Синара и концерна «Сименс АГ») — сварен первый кузов. Пока речь идет о готовности первого пускового комплекса. До конца 2013-го планируется завершить подготовку производственной площадки, в 2014-м — выпустить и сертифицировать первые «Ласточки», в 2015-м — начать поставки РЖД. На проектную мощность в 250 вагонов в год завод выйдет в 2017-м. Тем не менее говорить о появлении нового игрока на рынке подвижного состава можно уже сейчас.
Полетели
Работа над проектом началась в сентябре 2011 года с подписания договора между Группой Синара, «Сименсом» и РЖД на поставку 1,2 тыс. вагонов электропоездов «Ласточка». Общая стоимость контракта — свыше 2,1 млрд евро, период поставки — с 2015 по 2020 год. Сотрудничество компаний началось еще раньше. В декабре 2009-го РЖД договорились с «Сименсом» о покупке тех же «Ласточек» (тогда носивших название Desiro RUS), но зарубежного производства. Они уже эксплуатируются на участке Москва — Нижний Новгород, в качестве аэроэкспрессов в Сочи и Казани, будут активно использоваться для транспортного обслуживания предстоящей Олимпиады. А Группа Синара на момент подписания договора по «Ласточке» уже работала с немецким концерном в сегменте грузовых электровозов.
— Общая сумма инвестиций в организацию производства «Ласточки» составляет около 10 млрд рублей, — отметил президент Группы Синара Дмитрий Пумпянский. — Мы имеем уникальный контракт, один из первых в истории РЖД, который подразумевает не только производство, но и обслуживание электропоездов в течение их 40-летнего жизненного цикла. Думаю, за 10 — 12 лет инвестиции должны окупиться.
На данный момент в Верхней Пышме идет подготовка к производству «Ласточки» типа ЭС2Г— городского экспресса постоянного тока, состоящего из пяти вагонов, с длиной участка оборота не более 60 км. Транспорт предназначен для работы на маршрутах с высоким пассажиропотоком (оборудован меньшим, по сравнению с другими типами, количеством сидячих мест). Как отмечают в пресс-службе Свердловской железной дороги (СвЖД), по условиям договора предусмотрено изменение заказа. Тип ЭС2Г может быть заменен на тип ЭЛ для пригородных перевозок (пять вагонов, участок оборота до 200 км, электропоезд постоянного или переменного тока) и ЭМ для межрегиональных (десять вагонов, от 200 до 500 км, также два рода тока). Конструкционная скорость всех типов — 160 км/ч. По словам Дмитрия Пумпянского, возможность в одной оболочке выпускать электропоезда с разным функционалом является одним из основных преимуществ «Ласточки»: «Мы надеемся, что к 2020 году освоим пять-шесть модификаций».
Еще одна особенность проекта — высокий уровень локализации производства. По условиям договора, на первом этапе он составит не менее 50% от стоимости электровоза, а к 2017 году достигнет 80%. Изначально предполагалось, что в поставках комплектующих будет участвовать более 80 российских предприятий, план локализации формируется.
— С учетом развития инфраструктуры и спроса регионов рассматривается пять основных полигонов эксплуатации электропоездов «Ласточка», — отмечают в СвЖД. — Это Московский и Санкт-Петербургский железнодорожные узлы, организация скоростного сообщения между крупными городами Урала и Западной Сибири, а также Краснодарский край и Черноморское побережье. В Свердловском узле к возможным участкам эксплуатации относятся направления из Екатеринбурга в Пермь, Тюмень, Челябинск, Курган и Нижний Тагил.
Нюансы в воздухе
Учитывая степень физического и морального износа моторвагонного подвижного состава, эксплуатируемого в России, производство «Ласточки» выглядит перспективно. По материалам бюллетеня объединенного ученого совета РЖД, расчетный износ парка по натуральным показателям на конец 2009 года составлял 64%, а средний возраст — 19,8 года. «Учитывая растущую потребность российского рынка в подвижном составе, мы считаем проект стратегическим и ожидаем динамичного развития», — отметил на открытии производства член правления «Сименс АГ» Роланд Буш.
Реализацию планов могут, однако, осложнить два фактора. Первый — темпы обновления моторвагонного подвижного состава в России падают. Если в 2010 году на сети РЖД появилось 677 новых вагонов, то в 2011-м — 526, а в 2012-м — 475. Как отмечал президент РЖД Владимир Якунин, «мы имеем колоссальный дефицит средств, результатом которого является сохранение высокого уровня износа основных фондов и отставание темпов расширения инфраструктуры от объективных потребностей». Стоит отметить, что показатели износа и среднего возраста моторвагонного состава демонстрируют положительную динамику, и ситуация в целом здесь не самая плохая. Расчетный износ по натуральным показателям, например, электровозов на конец 2010 года составлял 82,2%, а тепловозов — 92,5% (данные того же бюллетеня).
Кроме этого, как отмечают в СвЖД, «развитие комфортного пригородного сообщения в первую очередь возможно в регионах, где успешно решаются вопросы возмещения субъектами федерации перевозчикам выпадающих доходов от регулирования тарифов». Напомним, по итогам прошлого года только 11 регионов компенсировали убытки в полном объеме.
Второй фактор — деятельность других производителей. В прошлом году РЖД покупали пригородный подвижной состав у трех заводов: Демиховского машиностроительного (ДМЗ), Торжокского вагоностроительного (ТорВЗ) и Метровагонмаша. Основной игрок — ДМЗ, в 2012-м он должен был поставить 421 вагон, что в 1,7 раза больше проектной мощности производства «Ласточек». Кроме этого, продуктовая линейка конкурентов не стоит на месте. В 2010-м ДМЗ выпустил первый электропоезд переменного тока ЭД9Э, в 2011-м — модернизированный ЭД4М, в 2012-м начата разработка электропоезда ЭД4А с асинхронным приводом. ТорВЗ два года назад сертифицировал новую электричку ЭТ4А. Метровагонмаш в 2010-м представил рельсовый автобус РА-2 (прямым конкурентом «Ласточки» он не является, поскольку используется для перевозок на неэлектрифицированных участках).
Но, на наш взгляд, влияние перечисленных факторов на деятельность «Уральских локомотивов» критическим не станет. Во-первых, РЖД планируют рост финансирования на обновление моторвагонного подвижного состава: уже в 2013 году на эти цели предусмотрено в два раза больше средств, чем в 2012-м (26,6 миллиарда против 12,6). Во-вторых, «Ласточка» — технологический лидер и пользуется повышенным вниманием.
— Проект «Ласточки» прошел жесткий конкурс, прежде чем поезд оказался на сети РЖД. По конструкции, по инженерной мысли он победил в конкуренции, — отметил первый вице-президент РЖД Вадим Морозов. — «Ласточка» — это основа для принципиального изменения облика пассажирского движения в России.