Специалисты группы компаний «СК МОСТ» продолжают работы по реконструкции железнодорожного тоннеля №1 Северо-Кавказской железной дороги, расположенного на перегоне Шепси – Водопадный участка Туапсе – Адлер. В настоящее время в тоннеле протяженностью 270 метров идет укладка верхнего строения пути по новой для юга России технологии – на железобетонных рамах.
К началу апреля на строительстве нового Манского железнодорожного тоннеля в Красноярском крае специалисты ООО «Тоннельный отряд №18» прошли более 1900 м подземной выработки. Проходческие работы планируется завершить летом этого года.
В основание тоннеля строители укладывают гибкие резиновые (демпферные) маты, поверх которых на армированном бетонном основании устанавливают железобетонные малогабаритные рамы, оснащенные упругими рельсовыми скреплениями типа АРС (анкерное рельсовое скрепление).
........................................................+13 фото
– Данная технология позволяет снизить уровень вибрации и динамические нагрузки, возникающие при движении поезда, что сделает поездку более комфортной, – пояснил руководитель проекта Алексей Приц.
Тоннель № 1 участка Туапсе – Адлер Северо-Кавказской железной дороги был построен еще в дореволюционные годы, и за свою вековую историю капитальному ремонту ни разу не подвергался. Состояние обделки тоннеля приблизилось к критическому. Сам тоннель как инженерное сооружение перестал соответствовать эксплуатационным требованиям.
Реконструкция тоннеля началась в ноябре 2011 г. За полтора года строители не только заново выполнили полную проходку тоннеля с устройством постоянной обделки, но и построили четыре подпорных стены общей протяженностью более 400 м, а также реконструировали 2 моста на подходах к тоннелю.
– При проходке тоннеля мы обратили внимание, что в начале 20-го века четко соблюдались технологии. Был сделан заобделочный дренаж, который отводил воду. То есть и в те времена думали, как правильно эксплуатировать тоннель, – отметил Альберт Налеткин, начальник строительного участка, представитель компании «УС ЮГСК», входящей в группу компаний «СК МОСТ».
Работы по укладке верхнего строения пути планируется выполнить уже к началу июля текущего года, после чего останется завершить работы по устройству контактной сети и связи на новом участке пути. Постоянное движение поездов по обновленному тоннелю начнется в ноябре нынешнего года.
Вместе с этим ведется строительство нового Манского железнодорожного тоннеля в Красноярском крае. Его проходка осуществляется с одновременным возведением сборной железобетонной обделки. К 6-му апреля пройдено 1924 м подземной выработки. В тоннеле ведется сооружение водоотводных лотков и служебного прохода для обслуживающего персонала. Проходку нового тоннеля планируется закончить в июне 2013 года.
Тоннельщиками завершена проходка восьми сбоек штольни с новым тоннелем, проходка сбоек осуществлялась со стороны транспортно-дренажной штольни. На данный момент ведутся работы по вырезке проемов в постоянной обделке тоннеля и возведению постоянной обделки сбоек.
На подходах к новому тоннелю со стороны восточного портала от ст. Кравченко построено 5,8 км железнодорожных путей.
Новый Манский тоннель возводится в сложных горно-геологических условиях. Трасса тоннеля на участке врезки длиной 120 м.п. проходит в основном через раздробленные до щебня горные породы. Остальная часть тоннеля прокладывается в скальных грунтах, имеющих коэффициент крепости пород от f=16 до f=20 (максимум по шкале Протодьяконова).
На основе геологических данных, полученных в ходе подготовки к работам, ТПК Lovat-RME375SE был оснащен ротором для скальных грунтов, что создавало бы определенные трудности на начальном этапе проходки. Поэтому было приято решение пройти калотту на участке врезки горным способом с применением горнопроходческого комбайна.
В июне 2012 года, после проходки 120 м.п. калоттной части тоннеля, выполнения подготовительных и монтажных работ по сборке тоннелепроходческого комплекса, была начата проходка тоннеля при помощи ТПК Lovat-RME375SE (диаметр резанья 9,544 м). Сначала щитом было пройдено 120 м.п. штроссовой части тоннеля с дальнейшем ведением проходки на полное сечение.
Сооружение транспортно-дренажной штольни выполнялось в период с сентября 2007 г. по апрель 2010 г. щитовым и буровзрывным способами. Щитовым способом с помощью ТПМК Lovat RME-139 SE 21100 (диаметр режущей части 3,56 м) было пройдено 2166,2 м.п. штольни, одновременно шли работы по возведению сборной железобетонной обделки. Буровзрывным способом с возведением постоянной обделки из набрызгбетона было пройдено 300,74 м.п. подземной выработки. Общая протяженность штольни составляет 2470,934 м.п. В штольне оборудован плоский лоток для проезда автомобильного транспорта, необходимого для обслуживания основного тоннеля.
Новый Манский тоннель, общая протяженность которого по проекту составляет 2464,868 м.п., планируется ввести в постоянную эксплуатацию в I квартале 2014 года.