Когда разрушительные ураганы и не менее сильные землетрясения происходят примерно в одно и то же время, как это было в 2017 году, многие ученые задаются вопросом — связаны ли они.
Хотя ураганы 2017 года и землетрясения в Мексике вряд ли могут быть связаны, геофизик Шимон Вдовински полагает, что между ураганами и землетрясениями, которые происходили гораздо позже, возможна корреляция. Главный вопрос, которому посвящены его исследования, — могут ли мощные ураганы вызывать землетрясения.
© National Hurricane Center
Вдовински разработал идею для исследовательского проекта после землетрясения 2010 года на Гаити. Сейсмособытие магнитудой 7 уничтожило большую часть Пор-о-Пренса и унесло жизни более 300 000 человек. Двумя годами ранее четыре мощных урагана — «Фей», «Густав», «Ханна» и «Айк» — обрушили на Гаити ливневые дожди, за несколько недель убив 800 человек и уничтожив урожаи.
В некоторых горных средах, подверженных как тропическим циклонам, так и землетрясениям, сильный дождь — от 90 до 270 см за период от 3 до 5 дней — может вызвать большое количество оползней. Со временем оползневой материал переносится в океан, что приводит к значительной эрозии гор и влияет на поле напряжения внутри земной коры. По мнению ученого, это может стать причиной землетрясения. Если он прав, землетрясение может происходить через несколько месяцев или несколько лет после удара циклона.
Гаити испытывает ограниченную сейсмическую активность, поэтому Вдовински проверяет свою гипотезу на Тайване, где имеется множество данных о землетрясениях и циклонах.
«Мы планируем предоставить убедительные наблюдения, которые продемонстрируют предполагаемые каскадные отношения между влажными тропическими циклонами, оползнями и землетрясениями», — сказал автор.
Как он сообщает, полученные результаты будут применимы к районам Карибского моря, Южной Америки и другим подобным тектоническим средам, затронутым влажными тропическими циклонами, включая Филиппины, где в июле 2017 года произошло землетрясение магнитудой 6,5 — в районе, опустошенном в 2013 году тайфуном «Хайян».
Хотя месяцы и годы, разделяющие циклоны и землетрясения, затруднят перевод результатов в инструмент прогнозирования, Вдовински надеется, что данные могут быть использованы для разработки общего предупреждения о возможных будущих землетрясениях.