Легендарный летчик рассказал, как авиаторы и пассажиры переживали эти нелегкие дни в самом благополучном порту города и как аэропорт «для избранных» всё же пострадал от ледяного дождя.
Алексей Кочемасов, бывший летчик-истребитель, а ныне КВС в одной из гражданских авиакомпаний, рассказал в своем популярном блоге letchikleha, как переживал эти дни аэропорт «Внуково» - этот порт почти не упоминался в теленовостях. На него не ссылались в своих интернет-дневниках рассерженные пассажиры.
А ведь это вдвойне интересно: по соседству с аэропортом для простых смертных, чуть подальше в область, располагается правительственный аэропорт, принимающий борты первых лиц государства и официальных делегаций : отечественных и зарубежных.
Мы дозвонились до Алексея и попросили прокомментировать ситуацию с точки зрения простого пилота:
- В первую очередь это все же форс-мажор. Природный катаклизм, - пояснил Алексей, - Я с подобным сталкивался в Болгарии. Нередко такое явление случается и в Канаде. Здесь фатальное стечение обстоятельств: дождь пролился над столицей, центральным транспортным узлом, с её безумным предновогодним трафиком. Случись это в другое время и в другом месте, последствия не были бы столь масштабными. То, что твориться в самих аэропортах я прокомментировать не могу: за обеспечение водой, едой и чистые туалеты отвечают другие службы. Но вот то, что я вижу из кабины пилота и понимаю, КАК работают люди в технических службах, могу назвать одним словом: работой на износ. Качественной работой. Мы улетаем: ребята поливают, прилетаем – эти же люди снова на рабочем месте. Шуршат по полной программе.
|
Вот такая видимость была в порту Фото: Алексей КОЧЕМАСОВ
|
|
А саму ситуацию во «Внуково» Алексей описал с присущим ему чувством юмора. Цитируем:
Авиационный транспорт столичного региона (соответственно и окрестных губерний) практически был парализован. "Шарик" встал из-за сцепления на полосах. "Домодедкино" из-за электричества. Вся небесная свора сконцентрировалась во «Внукино». Это был просто коллапс! Вылеты задерживались на бесконечное количество часов, целые дивизии пассажиров испытали муки средневековой инквизиции на современный лад. Дети, старики, женщины, подростки, мужики.... Отсутствие информации ( а откуда её возьмут те редкие смельчаки, которые решились выйти к толпе, если этой информацией фактически никто не обладал?), закончившееся еда, питьё, тепло, транспорт – всё это довело пассажиров до нервных срывов, сердечных приступов и полного отчаяния.
|
Где-то там впереди "вьетнамец", перекрывший полосу Фото: Алексей КОЧЕМАСОВ |
|
Я прибыл, как и положено, за пару часов до вылета: в Пермь летал. Надежды на выполнение рейса по расписанию растаяли. Хотя, безусловно, я уточнял по телефону заранее, чего ждать. Но в ЦУПе тоже не боги работают, предвидеть все накладки они не могут.
Пустяковые мелочи, не позволяющие сложить производственный пазл в единую картину, тащили за собой снежный ком проблем, влияющих практически на всё расписание всего аэропорта. Во «Внуково» внезапно закончились стоянки для самолётов. Нет, ну действительно, не резиновый же аэропорт?
Самолёты стали ставить на рулёжные дорожки, тем самым перекрывая маршруты руления для вылетающих, точнее сказать, желающих вылететь.
Сине-зелёный "Въетнам", на своём огромном В-777, перегородил рулёжку ведущую на второй перрон и, как следствие, на не рабочей полосе организовалась длиннющая очередь на вылет.
|
В ледяном плену Фото: Алексей КОЧЕМАСОВ |
|
К рабочей же полосе самолёты двигались с разных направлений и сходились в "бутылочном горле" у 14 рулежки. Но это была не самая большая трагедия, наибольшие причины задержек доставила наземная техника.
Буксиры - а их просто нет в таком количестве во «Внуково» - не успевали расталкивать самолёты, а иногда и напрочь не могли справиться со своими задачами. Буксовали и элементарно не могли сдвинуть лайнер с места. Обливочные "элефанты" (машины противобледенительной обработки) не справлялись. На один самолёт требуется 15-20 минут времени для облива, а самолетов море.
Создалась парадоксальная ситуация. Самолёт не может вылететь без обработки, но заранее обработать его, естественно, нельзя. Сначала нужно посадить пассажиров, закрыть двери и только потом обливаться. Люди сидели в салонах аэропланов по 3-5 часов, ожидая, пока их подготовят к вылету, потом нужно дождаться буксир и только потом встать в очередь на выруливание.
|
Самолеты стояли в ледяной каше Фото Алексей Кочемасов |
|
В эфире шум, гам, смех, угрозы, отчаяние. Очень не понравилось поведение коллег одной, не местной, но крупной компании. Один из членов экипажа этой компании начал "наезжать" на диспетчера руления, откровенно хамя. Нельзя так, товарищи пилоты! Вы на работе и не имеете права срываться и хамить диспетчеру! И, что ещё более важно, диспетчером в тот день была женщина! Правда, истерика быстро поставили на место свои же.
Я полтора часа ждал пассажиров. Но, в конце концов, всё сложилось и рейс № 323 вырвался из Внуково. В общем, мне удалось выполнить рейс с минимальной задержкой: всего в 3 часа!В Перми всё хорошо, стоянка 30 минут и назад.
Утром «Внуково» накрыл туман, а садившийся сразу после меня борт, выкатился за пределы полосы и "задул свечу жизни" (заблокировал рабочую полосу, аэропорт прекратил свою работу) в правительственном порту. Порт закрылся...
Кстати, в самолёте, выкатившемся за пределы ледяной полосы, летела команда «КАМАЗ-Мастер», отправляющаяся на ралли «Дакар».
Вот что её капитан Владимир Чагин рассказал на пресс-конференции нашим коллегам из «Советского спорта»:
«Из-за того, что перестал работать аэропорт «Домодедово», на машинах доехали до Казани и вылетели во «Внуково». Посадка выдалась совсем не мягкая - полоса была покрыта наледью, пилот прилагал огромные усилия, чтобы удержать самолет на ВПП. Болтало нас ужасно - впервые мы испытали что-то подобное. В итоге самолет все-таки выкатился в поле. Тут же подъехали машины скорой помощи, пожарные... Но, слава богу, обошлось без последствий и вскоре мы, испытав огромное облегчение, вновь почувствовали землю под ногами».