"Огненный шторм" лежит на совести разработчиков Лесного кодекса
Жизнь в ряде регионов европейской части России уже превратилась в ад. Горят торфяники и леса, огонь уничтожает поселки и уже подбирается к городам: Рязани, Воронежу, Арзамасу. Число сгоревших домов, пострадавших и погибших людей растет с каждым часом. Президент проводит совещания, премьер общается с народом, обещая компенсации, в разы превосходящие положенные по закону. Проснулись губернаторы и главы муниципальных образований, к тушению пожаров подключена армия. Страну захлестывает чрезвычайщина.
Но поздно: при температуре под сорок градусов деревья превратились в сухостой, а ветер разносит огонь со скоростью 100 метров в секунду. О том, чтобы локализовать очаги возгорания, речь уже не идет. Технических и человеческих ресурсов не хватает. В некоторых населенных пунктах люди вынуждены бороться с огнем своими силами. Все это порождает вопросы, которые не снять никакими компенсациями, тем более, что при таких масштабах бедствия элементарная помощь может разорить бюджет. К тому же уже начинаются разговора о том, что выделенные федеральной властью деньги распилят на местах. Это все привычно.
Но есть главный вопрос: как допустили подобное? В начале июля, когда торф уже тлел, леса горели, но не так сильно, заместитель руководителя Рослесхоза В.Ф.Чикалюка и начальник управления охраны и защиты лесов Рослесхоза А.А. Ермоленко провели пресс-конференцию на тему "Почему горят леса России? ". Ответ лежит на поверхности. Потому что нет единой системы мониторинга и тушения лесных пожаров. Цена вопроса, по оценкам специалистов, колеблется в пределах 20-30 млрд. рублей. Деньги немалые, но это смотря с чем сравнивать. По словам Чикалюка, ежегодный ущерб от лесных пожаров в среднем составляет около 30-40 миллиардов рублей. Т.е. на создание эффективной, единой в масштабах страны системы охраны лесов нужно меньше средств, чем страна теряла ежегодно в сравнительно спокойные годы. Какими финансовыми потерями обернется нынешнее бедствие, руководство Рослесхоза пока не подсчитало, но уже понятно, что ущерб будет в десятки раз больше.
Такая невеселая арифметика. Но не стоит сводить все к чисто экономическим выкладкам, потому что нынешняя ситуация – это не только экономика, но и политика. Это было политическое решение – размазать ответственность за охрану и использование лесов между федеральными, региональными и муниципальными органами. И сделать это так запутанно и невнятно, что даже квалифицированные юристы часто не в состоянии ответить, кто именно отвечает за то или иное направление использования или охраны лесов. Эти новые правила были заложены в Лесном кодексе, который со скандалами принимался в 2006 году и вступил в действие с 1 января 2007 года. Потом в него несколько раз вносились поправки, но сути они не изменили. На первый взгляд новая система ответственности выглядит достаточно стройно и убедительно. В разделе "Общие положения об охране и о защите лесов" сказано, что "леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения" и пр. (ст. 52. п.1). Далее уточняется, что "охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса" (ст.52.п.2). А дальше начинается настоящий цирк. В статье 81 сказано, что Федеральные органы "устанавливают правила" использования лесов для переработки древесины, охраны, защиты, воспроизводства лесов и регламентируют все прочую деятельность.
Субъекты РФ наделены более конкретными полномочиями: "владение, пользование, распоряжение лесными участками", "установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка" и еще много пунктов, описывающих, за что устанавливают плату региональные органы (ст.82). В то же время, органам государственной власти субъектов РФ передаются полномочия на "разработку и утверждение лесных планов субъектов РФ, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов" и "организация использования лесов, их охраны (в том числе тушения лесных пожаров) " (ст. 83).
Что касается органов местного самоуправления, то они наделены полномочиями на "владение, пользование, распоряжение такими лесными участками" (ст. 84. п.1). Кроме того, "органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов" (ст. 84.п.2). Т.е. по факту вообще невозможно понять, кто за что отвечает. Система эта породила немало скандалов, связанных с использованием леса, и, как отмечают эксперты, именно под задачи использования лесных ресурсов она и создавалась. А это, между прочим, пример коррупции, сработавшей еще на стадии подготовки и принятия закона, и чтобы обнаружить коррупционную составляющую нет нужды создавать специальные антикоррупционные органы и принимать программу борьбы с коррупцией, тем более, что имена заинтересованных лиц охотно склоняются в кулуарах.
Пока речь шла об использовании лесных ресурсов, картина напоминала ситуацию, сложившуюся после принятия Жилищного кодекса, в котором защита права собственника выходила за пределы здравого смысла. В подобных случаях можно судиться, менять границы отданных под вырубку участков и пр. Но огонь не знает границ регионов и муниципальных образований. Он двигается по верхушкам деревьев и даже перелетает через водоемы. И это не является новостью последних дней. Именно поэтому до недавнего времени охраной лесов как от незаконного использования, так и от пожаров занималась единая система лесхозов. Но она была упразднена с ведением в действие нового Лесного кодекса.
Понятно, что это было сделано для того, чтобы вопросы использования лесных ресурсов можно было решать в кабинетах региональных, федеральных или муниципальных руководителей. Это называется "рынок по-русски". Но одновременно была уничтожена система отслеживания очагов пожаров и возможность комплексной борьбы с огнем в масштабах страны. При этом даже в тех случаях, когда федеральный центр мог бы оказать своевременную помощь, региональные руководители предпочитают умалчивать о проблемах, чтобы не пускать в свою вотчину чужих. Известно, например, что губернатор Нижегородской области отказался от помощи, предложенной правительством, а через несколько дней ситуация вообще вышла из-под контроля, и в регион примчался Путин. И все это потому, что в стране нет ведомства, отвечающего за профилактику и тушение пожаров на природных территориях. МЧС делает это применительно к населенным пунктам, там есть отдельный департамент, Государственный противопожарный надзор (ГПН). А за лес и торфяники отвечают на местах. И результат налицо.
Понятно, что рано или поздно начнутся дожди, наступит зима, и пожары прекратятся. Но рассчитывать на то, что неизбежный разбор полетов не ограничится зачисткой руководителей среднего звена, не приходится. Проводя совещания в Нижегородской области, Путин предложил подавать в отставку не справившимся со стихийным бедствием главам муниципалитетов, и этим определил направление "главного удара". Ему уже вторит губернатор Московской области Громов, возложивший персональную ответственность за тушение и предотвращение лесных пожаров на глав муниципалитетов. Разумеется, нерадивых руководителей нужно гнать. Но этого мало. Сегодня уже понятно, что проблема носит системный характер, и корни ее нужно искать в реформах последнего десятилетия, в Лесном кодексе и среди тех, кто продавливал его принятие.
Источник: utro.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
В июле этого года в Москве установлено более десяти температурных рекордов за все 130 лет наблюдения за местной погодой. Разумеется, аномально высокая температура была не только в столице, но практически на всей территории Центральной России, и даже больше — с заходом в Сибирь и Зауралье.
Было бы очень странно, если бы такая погода обошлась без лесных и торфяных пожаров.
Но такое ощущение, что они случились беспричинно, и что их никто как-то не ждал. Сюрприз, знаете ли.
Согласно сайту МЧС, "по состоянию на 06:00 утра 01.08.2010 г. зарегистрировано 774 очага природных пожаров на общей площади 128525 га, из них в течение суток возникло 369 очагов на общей площади 13515,7 га. Потушено 338 очагов на общей площади 14 534 га, продолжают действовать 438 очагов на общей площади 113990,5 га, из них локализовано 273 очага на общей площади 42614,7 га".
Крайне сложная обстановка сложилась в центральных областях: Воронежской, Рязанской, Владимирской, Ивановской, Московской; также в Нижегородской области, Мордовии и Татарстане. Помимо Центрального и Приволжского федеральных округов, имеются значительные сложности в Уральском округе.
В субботу, 31 июля, глава МЧС Сергей Шойгу заявил о вероятном ухудшении обстановки по 17 регионам. Неудивительно: описывая обстановку в Нижегородской области, которая пострадала от пожаров наиболее сильно, Шойгу упомянул, что скорость распространения огня достигала 100 метров в минуту. Это 6 км/час, скорость быстро идущего пешехода — уйти невозможно, надо бежать.
Всего же было зафиксировано около 23000 (!) очагов возгорания суммарной площадью 558 тысяч гектаров.
А жара продолжается… Всю эту неделю в Москве: от +38º до +40ºС.
Пожарные — молодцы. Они делают, что в их силах. Но что они могут, если нет нормального обмена информацией, отслеживания оперативной обстановки, руководство на местах — в тихой панике? При этом отчетливо не хватает как людей, так и средств.
Вспомним пожары 1972 года, когда огненная стихия охватила более десятка областей Советского Союза.
Но тогда никто не "тормозил" — был создан оперативный штаб под руководством первого заместителя министра обороны СССР. У системы было все: люди, техника, дисциплина…
В борьбе со стихией нельзя исходить из критериев "рыночной эффективности"!
Это была практически военная операция: территории возгорания были разбиты на квадраты, были введены специальные "войска" — трубопроводные бригады.
Торфяники тоталитарно буквально утопили в воде, а затем сбили огонь в лесных очагах.
Единовременно привлекалось до 360 тысяч человек, в том числе — свыше 100 тысяч военнослужащих.
Зато потом не пришлось считать многомиллионные убытки и массово хоронить людей.
Сейчас же МЧС помогают, по предварительной информации, всего лишь приблизительно по тысяче человек от МВД и от армии. Причем приказ подключить армию был отдан лишь 31-го числа, да и то в форме вопроса — мол, можно что-нибудь придумать?
Обыватели негодуют — мол, где лучшие в мире (действительно так) самолеты Бе-200? Где вертолеты Ил-76, которые перевозят за раз 42 тонны воды?
Где-где… Бе-200 на балансе МЧС сейчас всего 4 (прописью: четыре) борта, причем один непригоден к эксплуатации.
Нашим предкам, издавна жившим в деревянных домах, испокон веков было известно: пожар куда легче предотвратить, чем потушить.
В СССР существовала целая сеть отрядов Авиалесохраны на самолетах Ан-2 и вертолетах. Тоннаж воды они перевозили небольшой, но у них была другая функция: своевременное обнаружение очагов возгорания. Когда возгорание еще локально, то оно тушится относительно легко, и без особых проблем — для этого даже использовался пожарный десант с ранцевыми огнетушителями и т. п.
Но самое главное — это профилактика.
Грамотное ведение лесного хозяйства с опашкой и уборкой сухостоя, разбивка лесов на участки с прокладкой дорог, по которым может пройти тяжелая техника, и так далее. В любое место в населенных районах можно было оперативно перекинуть пожарную технику. Сейчас же, по данным добровольного общества тушения пожаров, 27 миллионов россиян живут, официально говоря, "за пределами нормативной доступности". То есть вызывать пожарных им смысла не имеет — гарантированно не успеют добраться.
Эффективную "лесную" советскую систему начали разрушать, как нетрудно догадаться, в 90-е: одновременно сократили бюджетное финансирование лесной охраны и разрешили ей заниматься коммерцией — вырубкой и продажей леса.
Понятно, приоритеты резко изменились, и охрана леса стала отнюдь не главной задачей.
Остатки этого механизма были разрушены в 2005 году: с января задачи по охране леса были отобраны у лесников и переданы Росприроднадзору. Данная служба даже при желании не могла справиться с задачей: никто не выделил на ее реализацию достаточно ресурсов, да и попросту не было людей с нужной специализацией.
Ну, а с 2007 года государственная лесная охрана была упразднена полностью. За ненадобностью…
В настоящее время в РФ в принципе нет единого ведомства, которое несло бы ответственность за пожарную безопасность на территории России (МЧС по закону отвечает лишь за населенные пункты). Или хотя бы имело полномочия координировать. Или хотя бы — не на всей территории, а на лесной и т. п. Ну не нужно оно, лишнее все это — трата средств, рыночно неэффективно.
Согласно действующему законодательству, полномочия по противодействию пожарам имеются у региональной администрации. Как понимаете, без центрального координирующего органа физически невозможны ни согласование действий, ни прогнозирование развития ситуации, ни оперативная переброска людей и техники. Пожары, знаете ли, не имеют привычки соблюдать границы административного деления.
При этом средства специально на профилактику пожаров не выделяются, и если территория лесов хотя бы формально под ответственностью субъектов федерации (скажем, в Московской области — это "Рослесхоз"), и там где-то хоть что-то делается (впрочем, эффективность вы видите наглядно), то на остальных землях, говорят, не делается вообще ничего. Это земли сельхозназначения (мелиорация, кстати, тоже отнюдь не переживает период расцвета), территории земельного запаса (за ними попросту никто не следит), и самое милое — торфяники. Вот за эти территории, согласно нынешнему законодательству, вообще никто не отвечает — и если там кто-либо занимается пожаротушением, то исключительно из милости к народонаселению.
Дополнительно серьезно осложняет обстановку чиновничество. Все просто: запросить помощи у федеральных властей — значит, заявить, что сам не справился. Что может вызвать синдром шатания кресла под начальственной точкой опоры.
Вот и заявляют о том, что-де "все хорошо, прекрасная маркиза" — а потом выясняется, что ситуация полностью вышла из-под контроля.
Очень показательно: в Белоруссии, где ситуация с погодой ровно такая же, с пожарами справляются образцово.
В РФ же ответ чиновника на претензии очевиден: нет финансирования, ничего нельзя сделать.
Самое страшное в том, что он при этом прав.
Невозможно мобилизовать людей с частных предприятий (святость собственности!). В армии и т. п. ждут указаний с самого верха — и пока дойдет информация снизу вверх и сверху вниз, требуются уже совсем новые приказы; при нормальной ответственной позиции решения принимал бы максимум командующий округом.
…А жара продолжается. И мы продолжаем гореть.