Как рассказал “МК” Александр Акименков, в начале 90-х годов в Государственном научно-исследовательском институте гражданской авиации (ГосНИИ ГА), где ему пришлось работать, имелась целая группировка самолетов, используемая Центральной аэрологической обсерваторией Росгидромета для изучения погодных процессов и влияния на климат. В нее входили: четыре “Ан-12”, работавшие по программе “Циклон” — создание облаков и вызывание дождя, а также несколько “Ил-18”, “Ан-2” и “Ан-30”. Кроме того, в Воронеже имелась целая эскадрилья из двенадцати “Ту-134СХ” (сельскохозяйственный), оборудованных для мониторинга изменений растительной среды. Все они также могли быть использованы для воздействия на облака. Однако для этих целей обычно вполне хватало “Ан-12”.
К примеру, после чернобыльской трагедии группа “Ан-12” “выдаивала” облака на подходах к Припяти, так как нельзя было допустить, чтобы радиоактивные частицы, смытые дождем, попали в воду и разнеслись на сотни километров. И действительно, до тех пор, пока жерло реактора не закрыли саркофагом, в районе трагедии не упало ни капли дождя.
— В других местах, — рассказывает Акименков, — дождь, напротив, был необходим. Для этого использовалась следующая методика: поднимаешь самолет на высоту, где температура воздуха –7 градусов, ищешь облако, самое невзрачное, чтобы запустить в нем процесс термодинамики. Разворачиваешь самолет брюхом, где установлены пусковые устройства для тепловых ловушек, отстреливаешь их пару-тройку в облако и уходишь искать следующее. Когда возвращаешься на это же место через час-полтора, то видишь, как в облаке все варится и клокочет. Подсасывая воду из окружающего пространства, оно идет в вертикальный рост и превращается в кучевое. Ты еще раз стреляешь и улетаешь по своим делам. А примерно через час землю внизу уже омывает хороший ливень.
С помощью такой методики можно было регулировать выпадение осадков практически на любой территории.
— В 1992 году я участвовал в такой работе в Сирии, — говорит Акименков. — Как-то ночью — это было в марте — мы отстрелялись по облакам в районе Дамаска. Утром, когда жители вышли на улицы, город был завален полуметровыми сугробами снега, которого здесь отродясь не видели. Пока он таял, дети кидались в нас снежками, думая, что нам приятно вспомнить снежную Россию. Они, конечно, не подозревали, что именно мы и были авторами этого катаклизма. Если не считать тот конфуз, то в целом министерство сельского хозяйства Сирии было весьма довольно. Там подсчитали, что использование авиационной технологии в 200 раз выгоднее, чем производство ирригационных работ. Кубометр воды в этом случае обходился им всего лишь порядка 2 копеек.
Подобные работы по созданию и опустошению облаков проводились и в СССР. По словам Акименкова, ему приходилось это делать по заказу местных властей в Омске, Новосибирске, в Курганской области… Однако уже в 93—94-х годах самолеты этой группировки были переделаны под пассажирские и распроданы. Сейчас большинство их догнивает где-то на просторах Африки, а методики использования авиации для спасения от засухи забыты.
— Сейчас ходят разговоры, — говорит эксперт, — что планируется закупить для борьбы с засухой самолеты “Ан-140”. Якобы деньги на первый самолет уже выделены. Однако пока это решение будет обсасываться в чиновничьих кабинетах, засуха и пожары сожрут и урожай, и леса на половине территории страны. Да и один самолет погоды не сделает. Так почему бы в нынешней критической ситуации к спасению урожая и лесных угодий не подключить военных? Практически все их самолеты оборудованы тепловыми ловушками, которые отстреливаются для отражения атаки ракет с теплонаведением. Может, этим жарким летом боевую учебу совместить со спасением урожая? Конечно, для этого нужен приказ Верховного главнокомандующего. А люди, которые еще помнят, как делать дождь, у нас найдутся.
Ольга БОЖЬЕВА.
А КАК У НИХ?
Попытки вызвать искусственный дождь с помощью различных химических реактивов иной раз оканчивались благополучно, но вот только облака никак не желали расставаться с желанной влагой в нужном месте. К примеру, власти одного из королевств Ближнего Востока, потратив на подобные эксперименты несколько миллиардов (!) долларов, так и остались ни с чем. В результате научных экспериментов выяснилось, что научиться вызывать дождь — это всего лишь полдела, вместе с этим необходимо научиться оседлать еще и воздушные потоки.
Оставив эксперименты, видимо, до лучших времен, сегодня страны ближневосточного региона активно занимаются опреснением морской воды. Это не так романтично и не столь дешево, но зато намного практичней. Только в Израиле таким образом вырабатывается сотни миллионов кубометров воды ежегодно. Но даже и такого количества искусственной воды недостаточно.
Как еще люди могут получать воду?
Синтетическая вода. Еще в XVIII веке английский физик и химик, член Лондонского королевского общества Генри Кавендиш впервые осуществил синтез воды, сжигая один объем водорода в двух с половиной объемах воздуха. Вопрос: сколько можно добыть воды таким образом и сколько она будет стоить? Судя по всему, производства жидкости в промышленности не будет, пока это не оправдывает затраченных средств.
Вода из воздуха. Способ, основанный на эффекте росы. Им пользовались древние иудеи. Если сложить из камней строение определенной формы, то в жару оно прогреется солнцем, а ночью водяные пары, содержащиеся в атмосфере, конденсируются в этом сооружении — и образуется чистейшая вода. Форма строения этого сооружения — пирамида!
Александр РОЗЕНЗАФТ,
собкор “МК” в Израиле.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
для начала - опровергните. а так, бросаться лозунгами - любой может.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста: