«Климат у нас напрямую зависит от политики», — любит шутить начальник Воронежского областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Александр СУШКОВ.
Наша встреча с ним состоялась накануне целых двух праздников. Профессионального — так как 23 марта отмечается Всемирный метеорологический день и день работников гидрометслужб. А ещё на выходных в город пришла долгожданная весна.
Зима — короткая, весна — ранняя?
— Александр Иванович, в этом году весна, кажется, запоздала. На этот раз её приходу можно верить?
— Ну, я бы не сказал, что так уж запоздала. Если взять период 30 лет (а именно этот отрезок времени позволяет определить изменения климата), то средняя многолетняя дата наступления весны по Воронежу — 30 марта. В этом году официальный приход весны, который определяется с переходом среднесуточной температуры через ноль — 20 марта. То есть весна в этом году пришла даже рано. Для сравнения, самая ранняя весна за 30-летний период наступила в 2002 году — 4 февраля, а самая поздняя — 13 апреля в 1965 году. Так что не путайте понятие погоды и климата. Да, погода нас последние лет 10 радовала, а вот что касается климата, то никаких глобальных изменений нет.
Что касается похолодания, то понижения температуры, иными словаим — заморозки, ещё возможны.
— Ну, а что зима? Снежная и суровая, она несколько напугала привыкшее к мягким морозам население…
— По сравнению с тем, что наблюдали последние 10 лет, я бы сказал, прямо-таки сибирская. Начиная с 2000 года, в отдельные зимы у нас даже почва не промерзала. В этот раз начало сезона тоже было очень «романтическое». А вот январь оказался на 6 градусов ниже нормы. Правда, потом это компенсировалось в феврале и марте, которые оказались теплее нормы. Помню, подобная зима была в 1969 году, январь был на 5,3 градуса ниже средней, к тому же не было снега — земля буквально трескалась.
Но я скажу другое — если учесть, что зима наступила на целый месяц позже, то по времени она оказалась короткой. Сейчас у нас март. Его хоть и считают весенним месяцем, по факту он зимний, так как среднемесячная температура марта где-то −3,7 градуса.
Что касается снега, то его обильность — лишь впечатление. Зрительно осадков было много. Но такой эффект создался благодаря тому, что за всю зиму ни разу не было хорошей оттепели. В результате мы всю зиму видели снег, который выпал и не таял. Специалисты же определяют количество осадков не по высоте снега, а по запасу в нём воды. Так вот в этом отношении его было, конечно, много, но не катастрофично. Поэтому паводок будет, но уровень воды не достигнет максимальных значений.
Предсказать непредсказуемое
— Несколько лет назад вы говорили, что климат в Воронеже становится, как в Лондоне. В этом году — ни тумана, ни сырости…
— Действительно, последнее десятилетие такая тенденция была. Но климат у нас, как бы это ни было парадоксально, тесно связан с политикой. Сейчас правительство строит вертикаль власти, «закручивает гайки», и климат, что называется, «ударился в патриотизм». Закончились западные веяния, а с ними — установившийся в последнее время антантический характер климата меняется на присущий нашей местность для нашей умеренно-континентальный.
— Сейчас многие говорят, что в последнее время погода стала непредсказуемой. Так ли это?
— Да, сегодня мы наблюдаем резкие перемены погоды — ещё вчера было −15, а сегодня +5. Думаю, это как раз результат глобального потепления, о котором сейчас много говорят. Потоки холодного и теплого воздуха сталкиваются, и в итоге у нас появились сильные ветра, за которыми наступает резкая смена погоды.
— А изменился ли процент оправдываемости прогнозов?
— Практически нет. Мы занимаемся составлением прогнозов на трое суток, и их оправдываемость 95%. Недельный прогноз — это уже 70% вероятности, полугодовой — 60%, а это значит, что всё может произойти с точностью до наоборот. Но и к прогнозам сегодня стали предъявляться более жёсткие требования. Так, если раньше мы говорили, что возможны осадки, то сегодня должны сказать точно — снег или дождь. И если вместо дождя посыпались снежинки с неба — все, прогноз не оправдался.
Вообще, составление прогнозов — это решение уравнения со множеством неизвестных. И если Земля существует миллиарды лет, то наша служба всего 175. Так что планета хранит еще множество тайн и непредсказуемых сюрпризов.
О приметах и профессии
— А в народные приметы метеорологи верят?
— Думаю, что сегодня им верить сложно. Раньше, когда люди вели более оседлый образ жизни, приметы действительно работали, так как создавались для определённой местности. Сейчас всё изменилось. Так что я читаю, что народные приметы справедливы только для старой Руси.
— Вы много лет возглавляете службу. Изменилось ли что-то в вашей работе?
— Изменения есть — как хорошие, так и негативные. Из положительных моментов — то, что 17 декабря была принята Климатическая доктрина РФ. Она предполагает собой в ближайшее время принятие комплекса мер по её реализации. А это значит, что метеорологам станут уделять больше внимания. Но есть и минус — у нас нет ротации кадров. Зарплата невысокая, молодёжь идёт неохотно, специалистов катастрофически не хватает.
— Скоро ваш профессиональный праздник. Что бы вы пожелали коллегам в этот день?
— При всех трудностях наша специальность и работа интересная. Человек в ней, так сказать, свободен, но в то же время несёт ответственность в первую очередь перед своей совестью. Поэтому, несмотря ни на что, я желаю им верить в будущее, в то, что на нужную для всех профессию обратят внимание, и мы будем достойно жить.
для справки
Основа всех прогнозов на территории Воронежской области — это наземно-наблюдательная сеть, которая состоит из 10 метеостанций по области и 15 водомерных постов. Они собирают погодные характеристики на поверхности земли. Самый древний наблюдательный пост расположен на реке Дон, в с. Гремячье он работает с 1878 г.
Кроме этого, на территории есть две аэрологические станции, которые определяют погодные условия в атмосфере.
Беседовала Ярослава ЯНОВА Источник: voronezh.aif.ru.
Рейтинг публикации:
|