После публикации материала о снегопаде на юге США пришёл ряд откликов в духе «в глазу не видите бревна, посмотрите на бардак в Ростове-на-Дону». Ок, давайте проанализируем готовность нашего юга противостоять стихии.
Сравним. В Луизиане намело до 7,5 см снега, кое-где наросло до 0,5 см льда, и штат погрузился в панику. Закрылись участки дорог, мосты, аэропорты — причём центральный аэропорт Нового Орлеана полностью перестал работать, когда снежная туча ещё только приближалась. Отменено более 3 тысяч авиарейсов во всех Штатах. Прогноз погоды был прям-таки душераздирающим: «ночью температура опять опустится ниже нуля и асфальт покроется очень опасным льдом». Фактически всем жителям было указано не мешать армии и национальной гвардии растаскивать заторы, сидеть дома и дожидаться, пока снег растает.
В Ростове-на-Дону одним махом за сутки выпала месячная норма осадков, сугробы достигали полутора метров. Поделите на 7,5 см. Дороги не просто закрылись, их тут же занесло. Аэропорт Ростова-на-Дону продолжал работать, хотя за сугробами, собранными техникой, не было видно самих самолётов. Температура достигала -27 градусов с порывистым ветром. Таким образом, в Ростове случилась не буря в стакане воды, а вполне реальный природный катаклизм.
Разумеется, наша сетевая публика тут же бросилась перепечатывать апокалиптические фоторепортажи «из Ростова». Не будем надолго заострять внимание на том, что снимок ребёнка в снегу — это Сахалин 2013 года, два снимка, где люди с лопатами, вообще не российские, а снег на половине машин плотный — эти сугробы образовались на обочине после прохода снегоочистителей, сами же машины явно брошены до весны. К этим милым шалостям прессы все уже давно привыкли.
Поговорим лучше сразу о том, почему именно Ростов дал повод устроить очередной припадок самобичевания, хотя такой же снегопад накрыл, к примеру, Краснодар, и там люди точно так же лишились на время общественного транспорта.
О хлебе
В первую очередь, разумеется, это произошло из-за хлебных очередей. Как из магазинов пропал хлеб? Сначала снег забил подъезды к магазинчикам шаговой доступности, в них прекратился завоз и исчезли продукты. Затем народ, всегда в таких случаях рефлекторно скупающий соль-хлеб-спички, выгреб всё уже из крупных сетевых супермаркетов. Те хоть и стоят у магистралей, завозить с той же скоростью новые продукты уже не успевали. Для того чтобы компенсировать потерю ввоза, заказы на двух городских хлебозаводах были увеличены с 90 до 163 тонн хлеба в день, и местное производство начало полностью перекрывать суточное потребление.
Однако даже спустя четыре дня (!) после начала снегопада в супермаркетах не было ни хлеба, ни молочной продукции. Мэр Ростова и вице-губернатор области в компании ещё нескольких чиновников решили лично пройтись по магазинам из-за того, что поток жалоб не иссякал.
Выяснилось, что хлеба нет не потому, что весь скуплен, он просто не завозится. Сетевые супермаркеты отказались брать на реализацию продукцию местных хлебозаводов, поскольку с ними не были заключены договора. Зато частные магазины и магазинчики мало того, что сумели откопаться из-под снега, так ещё и кое-где своими силами организовали доставку продуктов, в том числе и хлеба. Как именно — можно видеть на фотографиях: обычные «Жигули», набитые свежими буханками до крыши.
О снеге
Во вторую очередь Ростов попал в новости из-за живописных сугробов, которые никак не желали убираться. Южная специфика такова, что перед месяцем зимы владельцы автомашин обычно пересаживаются на общественный транспорт и бросают машины на летней резине во дворах. Посему то, что многие дворы и проулки оказались непроезжими для уборочной техники, неудивительно. Не любишь переобувать машину — люби махать лопатой.
Однако даже на крупных магистралях работа коммунальных служб была признана неудовлетворительной. Ими заинтересовалась прокуратура Ростовской области. Благодаря маячкам GPS/ГЛОНАСС и единому центру транспортной системы удалось быстро установить, что 28 и 29 января, в самый разгар стихии, на улицах работало лишь 66 машин из 140, подключённых к системе. На оставшейся технике датчики вообще не установлены, что прямо нарушает условия подряда на содержание дорог.
В этом же неспешном режиме, даже не попытавшись включить аврал, продолжали работать и районные администрации. Прокуратура навестила их 29 января. Главы управ попытались убедить проверяющих в том, что всё идёт по плану — пусть сейчас на улицах люди перемещаются пешком в -27, а уборочной техники мало, но это потому, что основная работа намечена на 22:00! Последовавшие в 23:00 проверки автопредприятий, законтрактованных для уборки улиц, зафиксировали, что часть техники в боксах начала готовиться к выезду только после появления людей с удостоверениями.
Транспортная прокуратура посетила и аэропорт Ростова-на-Дону, который как раз хорошо себя показал в быстрой уборке снега с полосы. Могли бы дать мастер-класс коммунальщикам. Сбой таки случился у технической службы, из-за которого стало невозможно ни заправить, ни подготовить борт к вылету. В результате Ростов по-прежнему оставался открыт и безопасен, но принимал и отправлял рейсы с большой задержкой.
Районные администрации отчитались перед городом за сотни тонн вывезенного снега, но проверка мест для его сброса установила, что 28 января весь снег, который там оказался, не выгружался с грузовиков, а, как и везде, валился с неба.
В результате всего этого по области возбуждено свыше 190 административных дел, из них 141 в Ростове-на-Дону.
О соседях
Не вся область оказалась одинаково неподготовленной. Новочеркасск, к примеру, 29 января бодро отрапортовал о том, что ситуация полностью взята под контроль и последствия ликвидированы.
Впрочем, по словам местных жителей, власти приукрасили свои достижения. Даже главные улицы продолжали расчищаться ещё 30 числа, и пустые полки в магазинах встречались, а общественный транспорт практически отсутствовал. Отсутствовал, но, заметим особо, кроме рельсового: трамвая и электрички.
В Таганроге тоже был зафиксирован случай отказа пустого магазина принять булки местной пекарни, но единичный. В общем, вопрос, что с чем сравнивать. В областном Ростове проблемы с пустыми полками и заносами продлились на два дня дольше. Что до автобусов, то частные автопредприятия выпустили на линии лишь 10–20% парка, а муниципальные автобусы работают только на своих маршрутах и не в состоянии развезти всех.
Городским властям пора задуматься о возвращении такого вида транспорта, как современный, вынесенный за пределы проезжей части трамвай. Он не только долговечный, чистый, лёгкий, тихий и быстрый, но ещё и к снегу более устойчив, готов работать сразу за снегоуборочным локомотивом. В Ростове трамвай сохранялся даже в 90-е, однако большинство маршрутов было разобрано к началу этого десятилетия.
Итоги
Можно констатировать, что больше всех «отличились» районные администрации — любители отчитываться за несделанное, а также «нерешительные» частники — супермаркеты, перевозчики и коммунальные фирмы. Учитывая неподдельный интерес прокуратуры, можно ожидать известного финала.
А ещё снежной буре мы обязаны возврату в славное прошлое. 29 января ростовская мэрия заявила, что снегоуборочная техника дорогая, и закупать её в южном городе для того, чтобы она 11 месяцев стояла без дела, нет смысла. Вчера на совещании с вице-премьерами Дмитрий Медведев предложил создать в России «центры, которые будут обслуживать целый регион, где будет концентрироваться снегоуборочная техника для оперативного решения проблем с заторами в зимний период».
Итак, спустя 80 лет в России заново изобретены МТС — только для дорожного хозяйства вместо сельского. Решит ли это проблему? Сколько будет идти техника от такой базы до города, который надо откопать, и что делать, если помощь нужна в нескольких местах? Не проще заставить работать то, что уже имеется?
Про подготовку Ростова-на-Дону хочется сказать ещё вот что. Прошлой зимой в декабре за сутки выпала половина месячной нормы снега. Последствия ограничились десятибалльными пробками на полтора суток и парой десятков аварий.
В этом году природа раскошелилась на полную норму.
Можно сказать, само Небо указало городским властям на слабое место, но прошёл год, даже техника со спутниковыми датчиками закуплена, а нужный эффект всё равно не достигнут.
В нынешнее время на управляющих постах нужны те, кому не надо два раза повторять. В особенности, когда сигнал идёт буквально свыше. Иначе следующий снегопад уже полуторамесячного объёма будет встречать новая городская администрация, которая будет к этому готова.