Главная цель — понять, как они образуются, чтобы научиться прогнозировать такие явления и заранее предупреждать о них людей.
Такой масштабной экспедиции на ямальских воронках еще не бывало: в путь отправились 4 трекола с учеными, спасателями и журналистами. Быстрая разведка в кратере показала: спускаться безопасно, углубление заполнено водой и толстым слоем льда.
Когда ученые были здесь последний раз 3 месяца назад, диаметр воронки был 10 метров, сейчас она стала намного шире с южной стороны. Причина тому, скорое всего, близлежащий водоем, который, скорее всего, заполнил воронку практически на половину. Кстати, толщина льда здесь сейчас 50 сантиметров.
Тем временем, ученые приступили к сбору грунта по краям ямы. Всего около 2 килограммов этого образца, выброшенных в момент формирования воронки, помогут ученым смоделировать процесс возникновения ямальского феномена.
"Мы хотим насытить газом, и посмотреть — при каком давлении произойдет вот этот хлопок, выброс насыщенного грунта", — поясняет Борис Буханов, научный сотрудник Сколковского института науки и технологий.
Здесь специалистов интересует не только грунт. От почти четырехметровой толщи льда ученые отбивают небольшие обломки. Прозрачность и кристальная чистота удивила и заинтересовала научных сотрудников. Уже в столице им предстоит разобрать его на минеральные компоненты и определить химический состав.
"Воздушных включений мало, бывает молочный аж лед, а здесь только дисперсный материал, глинистые прослойки только. Видите, вот", — показывает Евгений Чувилин, ведущий научный сотрудник центра добычи углеводородов Сколковского института науки и технологий.
По предположениям служителей науки, возраст этих мерзлых глыб от 10 до 15 тысяч лет. Но чтобы узнать более точную информацию, нужно детально изучить историю района. Кстати, наличие пластового льда объединяет все 3 исследованные ямальские воронки.
"Это чистый пластовый лед. Теперь задача ученых – выявить, почему газ скапливается именно там, где мощная толща пластового льда, и вот это слабое место. Почему бугор пучения является тем самым слабым местом", — рассказывает Антон Синицкий, директор Научного центра изучения Арктики.
С помощью специального устройства ученые пытались собрать газы, растворенные в воде. Основной объем летучих веществ вышел при формировании воронки, собрать удалось совсем немного образцов. "Он мог быть под толщей льда, то есть, была линза газа и как только мы пробурили лунку, мы его выпускаем. У нас сейчас поскольку предварительный, разведочный визит, соответственно то устройство, которое могло бы собрать тот газ, его у нас нет", — продолжает Алексей Черемисин, заместитель директора центра добычи углеводородов Сколковского института науки и технологий.
Пробы с других ямальских воронок уже изучают в различных организациях. Задача ученых – более глобальная. "Используя потенциал Сколтеха, попытаться все эти фундаментальные знания систематизировать и перейти к практическим, эмпирическим исследованием с тем, что сейчас наиболее важно, чтобы могли создать систему раннего предупреждения, мониторинга", — считает Алексей Титовский, директор департамента по науке и инновациям ЯНАО.
Уже в следующем сезоне, после обработки полученных данных, специалисты из Сколтеха предложили сделать более масштабную экспедицию. На одной из воронок, скорее всего, проведут работы по бурению. А это еще один шаг на пути научных исследований в древние глубины Арктики.