Ученые провели многолетние исследования, которые позволили оценить количество углекислого газа, попадающего в атмосферу после таяния вечной мерзлоты. Статья исследователей появилась в журнале
Nature, а ее краткое изложение приводит Nature News.
Считается, что таяние вечной мерзлоты приводит к высвобождению углекислого газа, который является результатом жизнедеятельности микроорганизмов, разлагающих старую органику в почве. При этом на оттаявшей почве появляются растения, которые этот газ поглощают. Целью исследователей было определение ролей этих процессов в общем круговороте углерода в природе.
Для этого в течение трех лет исследователи проводили наблюдения за несколькими регионами вечной мерзлоты на Аляске. При помощи радиоуглеродного анализа углекислого газа они выясняли, является углерод, входящий в этот газ молодым, то есть активно участвующим в круговороте, или же этот тот углерод, который был заперт в течение сотен или тысяч лет.
В результате им удалось установить, что на первом этапе рост растений перевешивает таяние мерзлоты, то есть с ростом температуры регионы поглощают газа больше, чем производят. При дальнейшем увеличении температур ситуация меняется: в атмосферу начинает выходить старого углекислого газа так много, что растения с ним уже не справляются.
Используя полученные данные, ученые попытались экстраполировать, что произойдет в арктических регионах по всей планете в связи с ростом средних температур. В результате они выяснили, что Арктика начнет поставлять примерно один миллиард тонн углекислого газа в год. Для сравнения, ежегодно в атмосферу от сжигания углеводородов попадает около 8,5 миллиардов тонн.
Работа ученых была воспринята коллегами неоднозначно. Многие соглашаются с точностью проведенных на Аляске расчетов, однако отмечают, что экстраполяция результатов на весь арктический регион неправомерна из-за неоднородности строения Арктики.
Углекислый газ - не единственный парниковый газ, который попадает в атмосферу из-за таяния вечной мерзлоты. Некоторые исследователи опасаются, что Арктика содержит большое количество метана, который обладает более сильным парниковым эффектом, чем CO2.