12 сентября. Самый свежий провал зафиксирован кунгурской лабораторией Горного института. Входное отверстие по размерам, вроде, совсем ничего, но если заглянуть внутрь, то дух захватывает — метров 10 глубины, не меньше. На дне — песок и глина.
Новоявленная карстовая воронка расположена между деревнями Зуята и Обухово. Тракторист Александр уверяет — местные уже привыкли. Постоянно земля из-под ног уходит. Ладно, когда на полях, а вот когда под жилыми домами провалы образуются — тут уж бей тревогу. Кунгур — карстовая столица Прикамья.
Ученые из горного института тщательно фиксируют каждый провал. Более пятисот воронок за последние несколько десятилетий. В наиболее опасном месте — исторический центр Кунгура.
«Центральная часть находится в излучине двух рек, и движение подземных вод здесь наиболее активны, водообмен активный. Отсюда растворение гипсовых пород», — объясняет заведующий Кунгурской лаборатории-стационара Горного института УроРАН Николай Панчуков.
Вода вымывает породу, пустоты копятся, затем проседают под давлением грунта. Так образуются карстовые воронки.
На борьбу с природой у местных властей нет денег. Хотя чиновники серьезность ситуации понимают четко. Мэрия находится как раз над самыми большими пустотами в Кунгуре.
Один из многоэтажных домов в Кунгуре уже перекосило по вине карстового провала. Жильцы сейчас переехали. А люди из соседних домов остались. Чтобы понять, как жить дальше, и где карст покажет себя в следующий раз, ученым надо вести постоянный мониторинг. Его стоимость примерно 200–300 тысяч рублей в год. Но этих средств пока нет. И люди живут в буквальном смысле в подвешенном состоянии.
Источник: Вести Пермь