В начале XXI века природный риск признали одним из основных стратегических рисков в России. Число ежегодно погибающих в природных катастрофах людей достигает десятков и сотен тысяч, а среднегодовой ущерб по миру составляет миллиарды долларов. По этим причинам необходимы новые методики и разработки по прогнозированию рисков естественных катаклизмов для населения и экономики конкретного региона. Внимание на данную проблему обратили учёные МГУ, сообщает Индикатор.
В Научно-исследовательской лаборатории снежных лавин и селей МГУ предложили новый метод, в основе которого лежит расчёт двух индексов. Индекс социально-экономической плотности показывает вероятный максимальный прямой и косвенный ущерб от стихийных бедствий на единицу площади только экономически эксплуатируемой части местности. Второй индекс, индекс пространственной уязвимости общества и экономики, рассчитывает насколько вероятно пересечение возможной зоны бедствия и районов с большой социально-экономической активностью.
Значение каждого показателя складывалось из трёх блоков: населения, основных фондов (средства труда, которые многократно используются в производственных процессах) и валовой продукции территории (стоимость всей конечной продукции, произведенной на территории за год). Для первого индекса учёные рассчитывали и суммировали плотности, а для второго – пространственную уязвимость каждого из этих блоков. В результате были получены показатели, анализ которых может рассказать о потенциальных рисках для той или иной местности.
Например, в Южной Сибири для Кемерово учёные получили одни из самых высоких значений обоих индексов. Это значит, что город весьма уязвим к природным опасностям. Для демонстрации возможностей метода учёные выявили несколько муниципалитетов Южной Сибири с самым высоким уровнем селевого риска. Это города Иркутск, Новокузнецк, Абакан, Улан-Удэ, Тункинский и Северо-Байкальский районы.
Отмечается, что важно понимать следующее: муниципалитеты с очень разными уровнями социально-экономического и пространственного развития могут иметь одинаковый уровень уязвимости. Во всех регионах Южной Сибири существует опасность селевых потоков, но уровень социально-экономического риска здесь ниже, чем, например, на Северном Кавказе, потому что нет недостатка в земельных ресурсах. Это объясняет, почему наиболее опасные районы в Сибири слабо развиты.
Учёные МГУ считают, что новая методика будет актуальной, поскольку даёт возможность более точно прогнозировать риски стихийных бедствий для конкретного региона, а, значит, позволит властям по-новому оценивать безопасность размещения в этих районах стратегических объектов или строительства населённых пунктов.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+