Ядерная
энергетика, которая, на самом деле, действительно эффективна,
сталкивается с таким количеством проблем, что во многом теряет
экономическую привлекательность. Ведь для того, чтобы построить одну
АЭС, приходится потратить многие годы, а иногда даже десятилетия, так
что расходы становятся огромными.
Любая самая дорогая
теплоэлектростанция обходится в несколько раз дешевле, потому их во
много раз больше. Однако при установке достаточно эффективных систем
улавливания углерода, воздействие угольных и углеводородных ТЭС на
климат все-таки можно минимизировать.
А вот то, что человечеству
действительно нужно серьезно усовершенствовать, чтобы остановить
глобальное потепление — это транспорт, особенно грузовой. И сектор, где
атомная энергия может оказаться неожиданно намного эффективнее, чем
сейчас — это морские перевозки, отмечает ресурс Clean Technica.
Недавно
обнародованное научное исследование "Анализ потенциального
использования ядерной технологии Small Modular Reactor (SMR) в торговом
флоте" доказывает, что это — реальная возможность. Ведь атомные
реакторы устанавливаются на военные корабли и специальные суда начиная
еще с 1950-х годов.
За 65 лет такими силовыми установками были
оснащены 140 подводных лодок, а также несколько авианосцев и ледоколов.
И за исключением нескольких серьезный аварий на заре атомного
кораблестроения, реакторы безопасно служили десятки лет.
Это очень
серьезный довод в пользу развития атомного торгового флота с нулевой
эмиссией CO2. Ведь грузовые суда осуществляют до 90% международных
торговых перевозок, выпуская при этом в атмосферу 1,12 млрд тонн
углекислого газа в год.
А согласно отчету CleanShipping.org от
2008 года, они также выбрасывают около 133 тыс метрических тонн сажи.
Попадая в атмосферу, эта сажа затем оседает в том числе и в полярных
областях, уменьшая отражательную способность снега. В результате льды
тают намного быстрее.
Так что чистая корабельная силовая установка
— это необходимость сегодняшнего, а не завтрашнего дня. В принципе,
она уже существует, ее просто необходимо модернизировать для
использования на грузовых судах.
Реакторы, используемые в
подводных лодках, физически очень невелики: в среднем пять метров в
высоту на два в ширину. А производят они при этом от 10 до 40 МВт
электроэнергии. Правда, для большого контейнеровоза, например,
требуется мощность 150 МВт. Но это все равно лишь 15% от
производительности огромных наземных реакторов, каждый из которых
способен выдавать 1000 МВт.
Еще один положительный фактор: даже
классическим корабельным реакторам требуется перезагрузка топлива лишь
один раз в 10 лет. А новые разработки позволяют использовать одно и то
же топливо от 30 до 50 лет.
Никто, разумеется, не говорит, что
корабельные атомные реакторы — дешевые и доступные агрегаты. Однако их
массовое производство и использование могло бы снизить производственные
расходы. В результате цена грузоперевозок атомными судами может
сравняться с дизельными. Особенно если учесть стоимость всего топлива,
которое сожжет обычный судовой двигатель за 30 лет.
Источник: warandpeace.ru.
Рейтинг публикации:
|