Июнь в Подмосковье будет жарким, но без аномальных температур. Тем более, что в конце мая выпало столько, что опасаться возникновения масштабных лесных пожаров пока точно не стоит.
Уже к выходным дождь уйдет на северо-запад области, а потом сместится еще дальше . В Московском регионе установится идеальная погода: 25—30 плюс кратковременные летние дожди. Такой оптимистичный прогноз на начало лета выдал участникам вчерашней пресс-конференции начальник ситуационного центра Росгидромета Юрий Варакин.
«Точный прогноз мы даем только на 2 ближайшие недели, — несколько раз подчеркнул Варакин. — Поэтому гарантировать, что аномально высоких температур не будет в Центральном регионе в июле или августе, не могу».
У журналистов возникло множество вопросов и к другим участникам пресс-конференции. Андрея Жилина, заместителя руководителя Федерального агентства лесного хозяйства, спрашивали про все сразу: жука короеда, торфяники, мусор и сухостой в лесу. Интересовались, естественно, тем, как все эти факторы влияют на пожароопасность в лесах.
Оказалось, что леса уже начали гореть. Сезон только начался, а зафиксировано более 3000 пожаров, для сравнения: за весь прошлый год их было около 7000. Весь май высокая пожароопасность сохранялась на территории Якутии, там жарко, сухо. А главное — сельские жители поджигают прошлогоднюю траву на пастбищах, чтобы побыстрее выпустить скот на подножный корм, в результате огонь часто перекидывается с пастбищ на лесные опушки, а дальше все зависит от силы ветра. Андрей Жилин несколько раз повторял, что в 90% лесных пожаров виноват человеческий фактор. Особенно антропогенная нагрузка велика на подмосковные леса: они захламляются, и даже нестарые деревья не способны противостоять нашествию короеда.
«Ситуация с короедом в Подмосковье самая сложная по России, — признался господин Жилин. — Обычно здоровое молодое дерево само себя защищает от вредителей. Поэтому не может не настораживать то, что жук-типограф стал заселять в Подмосковье даже приспевающие (то есть молодые. — Прим. авт.) деревья». У федеральных лесников к подмосковным есть определенные вопросы: главный — «Рослес» не устраивают темпы борьбы с типографом в области, слишком медленно. Зато за восстановление лесов областных коллег похвалили.
«Часто местные жители мешают проводить санитарные вырубки зараженных участков, полагая, что, раз рубят зеленые деревья, значит, под застройку, — говорил Андрей Жилин. — Но жук заселяет живое дерево. Если дерево засохло, жуков там уже нет».
Он подробно объяснил, что после санитарной рубки леса можно сажать на этом месте не ранее чем через 2 года. «В Московской области 2 млн га под лесными угодьями, привести все сразу в порядок невозможно. Но темпы нужно увеличивать, — продолжил он. — В 2013 году «Мослесхоз» запланировал убраться на территории 7600 га».
На вопрос «МК», насколько опасно то, что вокруг многих населенных пунктов в Подмосковье стоит сухой лес, Жилин сказал: «Верховой пожар сам по себе возникнуть не может. Если на земле огня нет, деревья, как спички, не вспыхнут». По его мнению, условия для возникновения массовых пожаров, как это было в 2010 году, отсутствуют. Первое. Областное правительство обводнило 25 000 гектаров торфяников. Второе. В Подмосковье работает мощный центр реагирования на лесные пожары. Обновили парк спецтехники. Третье. Идет постоянный мониторинг из космоса пожароопасной ситуации на территории всей страны. Благодаря этому скорость реагирования на лесные пожары в этом году выросла на 25 процентов.