Этой зимой мы не раз слышали в прогнозах погоды, что к нам приближается очередной активный циклон, который собирается засыпать всё снегом и превратить дороги и улицы в непролазные сугробы. Циклоны, намеренно заваливающие нас снегом, приходят с относительно тёплой и к тому же водной подстилающей поверхности. Такими свойствами характеризуются воды Северной Атлантики, благодаря течению Гольфстрим, и воды Средиземного моря, вообще находящегося в субтропических широтах. Поэтому выходцы из тех мест обладают огромным запасом влаги, которая, собственно, и выплёскивается сначала на Европу, а потом и на Европейскую территорию России.
© NASA
Конечно, в процессе прохождения длинного пути по европейским странам, эти циклоны в некоторой степени утрачивают свои водные запасы и несколько выдыхаются на подходах к нашей границе. Однако дальнейшее развитие событий зависит от того, насколько готовы местные воздушные массы к приёму непрошеных гостей. А зимой они действительно незваные, так как с этими циклонами приходят зимние оттепели, а с ними исключительно ненастная и слякотная погода, без малейшей перспективы скорой весны. Мы-то знаем, что холода вернутся, так как в наших широтах рассчитывать на настоящее тепло раньше апреля не приходится.
© NASA
За эту зиму не раз случалось так, что циклоны бесцеремонно вторгались на нашу территорию в самом расцвете сил и энергии. К тому же на Европейской территории России эти барико-циркуляционные образования получали второе дыхание на фоне возрастающих контрастов температуры, поскольку в эти огромные вихри, занимающие гигантские пространства, с севера поступал холодный арктический воздух, а с юга — тропический.
При таком сценарии циклоны могут регенерировать и беспрепятственно продолжать своё мокрое дело уже на территории нашей страны. Но рано или поздно их бесчинства в Европейской части России заканчиваются и они уходят... Как правило жителей Центрального региона мало интересует их будущая судьба. И всё же, проследим дальнейшую траекторию движения циклонов — где же находят своё последнее пристанище эти североатлантические и средиземноморские гости?
© LANCE/MODIS | NASA
В Северном полушарии атмосферная циркуляция устроена таким образом, что циклонические вихри в общем потоке воздушных масс перемещаются с юго-запада на северо-восток, то есть отклоняются в более высокие широты. Зимой, как правило, циклоны, попадая с океана на сушу, постепенно заполняются однородным по своим свойствам воздухом. И контрасты температуры, благодаря которым циклонические вихри существуют, начинают исчезать. Как следствие, энергии циклонов надолго не хватает, они теряют свою силу и угасают. Поэтому, пройдя над Европейской Россией и не получив никакой подпитки извне, они в итоге заканчивают свой жизненный путь за Полярным Уралом — на Ямале и Таймыре. Не случайно эти два полуострова называют «кладбищем» циклонов.
© LANCE/MODIS | NASA
Однако при определённом стечении обстоятельств, а именно при возникновении резких контрастов температуры, примерно 10 % циклонов возрождаются к жизни и отправляются в дальнейшее путешествие по бескрайним просторам нашей родины. Именно с проникновением этих жизнестойких вихрей в Западную Сибирь связана местная изменчивость погоды. Бывает и такое, что зимой в тот регион приходит оттепель, это притом, что климат там весьма суровый.
Между тем, среди этих атлантических циклонов есть отдельные экземпляры — настоящие рекордсмены, — которые достигают Дальнего Востока и даже там умудряются наследить. Конечно, проделав путь длиною в тысячи километров, морские воздушные массы с Атлантики теряют свои первоначальные свойства и трансформируются в континентальные. Но всё же они достигают восточного побережья Евразии, где, без сомнения, погодные условия диктует самый большой океан планеты, имя которому Тихий!