13 декабря 1951 года густой смог окутал Лондон. Скончалось около 2850 человек… Ровно через год, в начале декабря 1952-го, жертвами смога в целом стали около 14 тысяч лондонцев. Считается, что именно эти трагедии и дали сильный толчок современному мировому природоохранному и экологическому движению. Люди стали задумываться о качестве воды, воздуха, о качестве жизни вообще.
Тот жуткий туман, перемешанный с дымом и выхлопными газами, в Великобритании до сих пор так и называют — Великий Смог. Он окутал Лондон 5 декабря 1952 года и рассеялся только к 9 декабря. Без сомнения, случившееся стало настоящей катастрофой. Причем ее все-таки можно было предвидеть.
Из-за наступившего холода горожане стали использовать для отопления уголь в большем количестве, чем обычно. Примерно к этому же времени завершился процесс замены городского электротранспорта то есть трамваев, на автобусы с дизельным двигателем. Запертые более тяжелым слоем холодного воздуха, продукты горения в считанные часы достигли чрезвычайной концентрации.
Туман был таким густым, что препятствовал движению автомобилей — ничего не было видно. Были отменены концерты, прекращена демонстрация кинофильмов, поскольку смог легко проникал внутрь помещений. Зрители иногда попросту не видели сцену или экран из-за плотной завесы.
Поначалу реакция горожан была спокойной, поскольку в Лондоне туманы не редкость. В последующие недели, однако, статистические данные, собранные медицинскими службами города, выявили смертоносный характер бедствия — количество смертей среди младенцев, престарелых и страдающих респираторными заболеваниями достигло четырех тысяч человек. Еще около восьми тысяч человек умерло от последствий Великого Смога в последующие недели и месяцы.
Шок, вызванный этим жестоким уроком, заставил людей изменить свое отношение к загрязнению воздуха. Природное бедствие продемонстрировало людям во всем мире, что проблема представляет собой непосредственную угрозу жизни людей. Были приняты новые экологические стандарты, направленные на ограничение использования грязных видов топлива в промышленности и на запрет сажесодержащих выхлопных газов.
Интересно, что буквально за сто лет до этого другая катастрофа вынудила британский парламент позаботиться о постройке современной водопроводной и канализационной системы. До того вода для питья и мытья бралась в Темзе. И в ту же самую Темзу сливались все, какие есть, бытовые и промышленные отходы.
В результате этого в 1858 году в Лондоне воцарилось так называемое "Великое зловоние", заставившее богатую "прослойку" жителей на какое-то время бежать за город. Вследствие отсутствия чистой воды и изолированной канализации в городе несколько раз вспыхивала эпидемия холеры, пока в 1860-х годах после новой эпидемии не были приняты соответствующие законодательные меры.
А двумя столетиями ранее британскую столицу потрясла еще одна катастрофа. Несмотря на то, что она не имела экологической подоплеки, она оказала огромное влияние на все последующее развитие столицы и тоже вошла в список великих. Это Великий пожар в Лондоне, который продолжался в течение четырех дней, со 2 по 5 сентября 1666 года. Пожар угрожал аристократическому району Вестминстер (современный Вест-Энд), дворцу Уайтхолл и большинству пригородных трущоб.
При пожаре сгорело 13 500 домов, 87 приходских церквей (даже Собор святого Павла), большая часть правительственных зданий. Считается, что пожар лишил крова 70 тысяч человек, при тогдашнем населении центральной части Лондона всего лишь в 80 тысяч. Точно не известно, сколько людей погибло при пожаре, есть сведения всего лишь о нескольких жертвах, но множество жертв просто-напросто не были записаны.
Пожар начался в пекарне некоего Томаса Фарринера на улочке Пуддинг Лейн после полуночи в воскресенье 2-го сентября. Огонь стал быстро распространяться по городу в западном направлении. Пожарные того времени, как правило, применяли метод разрушения зданий вокруг очага возгорания для того, чтобы огонь не распространялся.
Этого не сделали только потому, что лорд-мэр Томас Бладворт, не был уверен в целесообразности подобных мер. К тому времени, когда он приказал разрушить здания, было слишком поздно. Некоторые люди считали, что поджог совершили иностранцы.
В понедельник пожар продолжил распространяться на север, к центру Лондона. Во вторник пожар уже бушевал на большей части города, успев разрушить Собор святого Павла и перекинувшись на противоположный берег реки Флит. Попытка потушить огонь, как полагают, увенчалась успехом по двум причинам: стих восточный ветер и гарнизону Тауэра с помощью пороха удалось создать противопожарные разрывы между зданиями для предотвращения дальнейшего распространения на восток.
В результате этого стихийного бедствия возникли большие социальные и экономические проблемы. Король Карл II призвал погорельцев выехать из Лондона и обосноваться в другом месте. Он опасался, что в Лондоне вспыхнет мятеж среди тех, кто потерял свое имущество.
Несмотря на многочисленные радикальные предложения, Лондон был реконструирован по тому же плану, что и до пожара. Пожар также помог избавиться от Великой чумы, которая свирепствовала в Лондоне в 1665 году… В общем, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.
Андрей Михайлов Источник: pravda.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 233
Рейтинг поста:
Вот почему-то своих петухов не замечаем, а на чужие глазеем!