Подпись к изображению: Мамонтовы Горячие Источники в Йеллоустоунском национальном парке
Новая модель вулканических супер-извержений предполагает, что эти титанические катастрофы, происходящие примерно раз в 100 тысяч лет, могут быть следствием определённого сочетания геометрии магматических камер и температуры.
На протяжении десятков тысяч лет, вязкость скальных пород, окружающих камеру, вызывает нарастание глубинного давления, и поднимает потолок камеры вверх, пока линии напряжения в породе, наконец, не заставляют вулканическую кальдеру взорваться.
«Вы можете сравнить это с трещинами, которые образуются в корочке хлеба при его выпекании», говорит ведущий автор публикации Патриция Грегг из университета штата Орегон. «По мере того, как магматическая камера сдавливается в глубине породы, в её поверхности появляются трещины, которые призваны снять увеличивающееся напряжение купола».
«Рано или поздно, трещины разрастаются, и распространяются вниз к ядру магматической камеры. В случае, когда мы имеем дело с очень большими вулканами, и трещины проникают в них достаточно глубоко, они могут разрушить стенку камеры, вызывая коллапс ее купола, и обширное извержение».
Извержения супервулканов могут оказывать воздействие даже на глобальный планетарный климат, приводя, к примеру, к ледниковым периодам.
Извержение вулкана в Хребте Гекльберри в Йеллоустоунском парке около 2 миллионов лет назад – одно из самых масштабных извержений супервулканов в истории – было в 2 тысячи раз сильнее извержения вулкана Святой Елены в 1980 году. Существуют также следы и других супер-извержений – в Японии, Новой Зеландии, Андах, и на озере Тоба на Суматре.
«После столкновения с метеоритом, эти супер-извержения – худшая из природных катастроф, с которой может столкнуться наша планета», говорит Патриция Грегг. «Огромные объёмы породы выбрасываются в воздух, уничтожая окружающую среду, и создавая газовые облака, которые могут покрывать нашу планету на протяжении многих лет».
Прежние модели основывались на внутреннем запускающем импульсе камеры, Однако отсутствие видимых доказательств в поддержку этой теории предполагает, что триггер находится над камерой.
«Вместо того, чтобы иметь дело с этими супер-извержениями «как есть», большинство моделей просто брали мелкие исторические извержения, и пытались масштабировать их до размеров супер-вулканов», говорит соавтор публикации Шанака де Сильва.
«Те из нас, кто действительно изучал эти феномены, уже давно знают, что подобные супер-извержения – это не просто пропорционально увеличенные происшествия вроде извержений вулкана Кракатау или Горы Мазамас, зависимость здесь отнюдь не линейная. И наблюдения это подтверждают».
Для появления подобной колоссальной магматической структуры необходимы специфические условия, и это объясняет, почему такие природные катастрофы случаются настолько редко.
Извержения могут подпитываться гигантскими лавовыми резервуарами в 10-15 тысяч кубических километров, с постоянными прорывами магмы из низлежащих слоев, которые приводят к размягчению окружающей породы, и позволяют камере расширяться.
В противоположность им, меньшие по объёму камеры могут выбрасывать лаву более часто, до достижения максимального давления.
В Йеллоустоуне вулканическая активность протекает постоянно, но супер-извержений в ближайшем будущем не ожидается.
«Поднятие поверхности в Йеллоустоуне прямо сейчас составляет порядка нескольких миллиметров», говорит Патриция Грегг. «В момент извержения в Хребте Гекльберри, поднятие всего йеллоустоунского региона составляло сотни метров, а возможно и около километра».
http://www.theepochtimes.com/n2/science/supervolcano-eruption-trigger-elucidated-62723.html Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|