Россия значительно усилит охрану своих северных границ.
Что и как будет для этого сделано, какие новые подразделения появятся - говорится в базовом документе "Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу".
Документ не секретный, но тем не менее до недавнего времени он не афишировался. Принят он был на заседании Совета безопасности под председательством президента страны Дмитрия Медведева еще в сентябре прошлого года. Лишь на днях пресс-служба Совета безопасности разместила текст документа на своем сайте, и вокруг арктической стратегии России сразу пошли слухи, один другого цветастее.
Якобы планируют закладку авианосцев-ледоколов и даже создадут диверсионные подразделения с использованием боевых пингвинов. Конечно же, все это не более чем досужие выдумки.
А что правда? Корреспондент "РГ" получил комментарии в Совете безопасности. Исходя из духа и буквы "Основ", Россия планирует до 2020 года создать арктическую группировку войск для защиты своих экономических и политических интересов в этом регионе. Речь не идет о строительстве военных баз или создании северного военного округа. В документе четко говорится лишь об усилении пограничных войск ФСБ России и о необходимости создать береговую охрану российских арктических границ.
Как пояснили корреспонденту "РГ" в самом Совбезе, вопрос милитаризации Арктики не стоит. Акцент делается на опережающее развитие пограничной инфраструктуры Арктической зоны страны. "Основы" предусматривают, что российскую часть Арктики отдадут под более плотный контроль ФСБ.
Кроме того, в пресс-службе уточнили, что на Севере наша страна будет содержать, как и прежде, лишь необходимую группировку войск общего назначения. На вопрос, а что такое необходимое количество сил, в Совбезе пояснили, что этот вопрос сейчас прорабатывается, какого-либо конкретного решения еще нет. Но все, что касается Арктики и нашего силового обеспечения собственных национальных интересов, там неизбежно вскоре станет предметом обсуждения, причем не только в рамках Совбеза. Пока же страна укрепляет свои пограничные рубежи, как говорят полярники, "на Северах". Работа по модернизации уже проведена на погранзаставе "Нагурская". Это первое практическое воплощение в жизнь решений, обозначенных в "Основах".
Не секрет, что Арктика плохо обжита и слабо освоена. Тем не менее этим регионом далеко не первое десятилетие интересуются несколько стран. Еще во второй половине прошлого века, когда на Северном полюсе впервые всплыла американская атомная подводная лодка с баллистическими ракетами на борту, в СССР озаботились укреплением своих северных рубежей. Но полярный край крайне суров и труднодоступен. Поэтому постепенно ажиотаж вокруг Арктики поутих. Интерес к ней вспыхнул с новой силой несколько лет назад, когда геологоразведка подтвердила колоссальные запасы полезных ископаемых, а спутники сообщили о том, что льды тают и эти богатства становятся более доступными. Стало ясно, что в современных условиях Арктика приобретает большую роль в глобальной политике и экономике, а сам арктический регион становится важнейшей ареной взаимоотношений России с зарубежными партнерами.
Взоры как минимум пяти стран обратились на Север. О своем интересе заявили США, Канада, Норвегия, Дания и Россия. В 2001 году Россия впервые подала в ООН заявку с обоснованиями своих претензий на принадлежность ей части территории Арктики. Но уже тогда было ясно, что одного только этого шага будет мало для признания мировым сообществом наших интересов в этом регионе законными.
Поэтому вторым шагом и стало принятие базового документа "Основ", где изложена стратегия действий России в Арктике. Если сформулировать ее несколькими словами, что стратегия заключается в том, чтобы оптимизировать систему комплексного контроля за обстановкой в Арктике. И военное присутствие - это далеко не первоочередная задача. Как раз наоборот, в документе подчеркивается, что стратегическим национальным интересам служат сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества, а также сбережение ее уникальных экологических систем, имеющих общемировое значение.
Согласно документу приоритетами Российской Федерации в Арктике также будут: активное освоение природных ресурсов региона, развитие транспортной и пограничной инфраструктуры, а также информационно-телекоммуникационной среды.
Стратегия устанавливает этапность работ по освоению этого негостеприимного края. К 2010 году должны быть проведены геолого-геофизические, гидрографические, картографические и другие работы по подготовке материалов для обоснования внешней границы Арктической зоны России. То есть Россия должна, в частности, доказать, что подводный хребет Ломоносова и поднятие Менделеева - это продолжение российского континентального шельфа, а значит, соответственно часть территории России. До 2015 года должны быть обеспечены международно-правовое оформление внешней границы Арктической зоны РФ и реализация на этой основе конкурентных преимуществ России по добыче и транспортировке энергетических ресурсов. На третьем этапе до 2020 года должно быть обеспечено превращение арктической зоны в ведущую стратегическую ресурсную базу страны.
Как на практике осуществить эту стратегию в регионе, который считается приоритетным для дальнейшего развития сразу несколькими мировыми державами? Тут России, и это в принципе подтвердили в Совбезе, придется двигаться крайне осторожно. В "Основах" на этот вопрос дан лишь обтекаемый общий ответ. Там сказано, что надо формировать взвешенную политику и развивать взаимовыгодное двустороннее и многостороннее сотрудничество с приарктическими государствами на основе норм международного права.
И все же риск скатиться к силовой конфронтации в этом регионе есть. Это тоже понятно, ведь цена вопроса очень высока. Стратегическое значение Арктики очевидно, и уступить эту неосвоенную богатую землю никто добровольно не захочет. Уже сейчас Арктика обеспечивает около 11 процентов национального дохода России, здесь создается 22 процента объема общероссийского экспорта. Достаточно сказать, что в этих районах добывается и производится более 90 процентов никеля и кобальта, 60 процентов меди, 96 процентов платиноидов и все 100 процентов барита и апатитового концентрата.
В российской части Арктики сосредоточено около четверти мировых ресурсов углеводородов. На шельфах Баренцева и Карского морей выявлены уникальные газовые месторождения. Рыбохозяйственный комплекс производит около 15 процентов общих объемов рыбной продукции страны и других водных биологических ресурсов. Ключевая роль в развитии единой трансконтинентальной транспортной системы принадлежит Северному морскому пути, который служит кратчайшей трассой между европейскими и дальневосточными морскими, а также речными портами Сибири.
У наших же конкурентов задача иная. Как сообщили корреспонденту "РГ" в Совбезе, главная цель США и их союзников по НАТО - расширить экономическое присутствие в районах Севера, добиться интернационализации Северного морского пути и в конечном итоге попытаться вытеснить Россию из региона. В качестве доказательств в пресс-службе ведомства нам дали наиболее полные данные по активизации в Арктике приполярных государств - США, Канады, Норвегии и Дании, в том числе в военной области. Судя по информации российского Совбеза, в Арктике уже создается и развивается военная инфраструктура. В частности, в США принято решение о строительстве двух новых передовых баз береговой охраны на Аляске в Барроу и в Номе. Рассматриваются возможности обеспечения постоянного присутствия в Арктике авианосной группы и выделения дополнительных патрульных кораблей. Наращиваются усилия по противолодочной обороне и обеспечению глубоких десантных операций.
Минобороны США уже на практике готовит подразделения сухопутных войск к действиям в Арктике. С 25 августа прошлого года начались поставки в войска специально адаптированных для действий в суровых климатических условиях многоцелевых вертолетов "Блэк Хок".
В арктическом секторе государственной границы и на приграничной территории Российской Федерации активизировалась деятельность спецслужб США и их союзников по НАТО. Используются новейшие радиотехнические средства. Над акваторией Баренцева моря зафиксированы полеты разведывательных самолетов. Походы в Баренцево море в разведывательных целях совершают боевые корабли и атомные многоцелевые подводные лодки ВМС США.
К ведению разведки привлекаются научно-исследовательские суда Норвегии. Используются различные международные неправительственные организации, в особенности - экологические. Присутствие иностранных исследователей отмечается в районах архипелага Новая Земля и в горле Белого моря - там, где мы проводим испытания своих атомных подводных лодок. В Норвегии говорят о планах изменения демилитаризованного статуса Шпицбергена, завершается разработка концепции применения национальных вооруженных сил в Арктическом регионе.
Канада объявила о планах создания к 2012 году арктических военно-морских сил, включающих 6 - 8 боевых кораблей ледового класса. Годовой военный бюджет, где арктический сегмент фигурирует в качестве приоритетного, увеличивается к 2025 году с 18 до 36 миллиардов канадских долларов. Евросоюз формирует собственные военные структуры в Северной Европе и наращивает военное присутствие в Арктике. Это делается в рамках совершенствования европейской политики безопасности и обороны на арктическом направлении.
Россия пока лишь наблюдает за этими шагами наших арктических соседей. Ведется мониторинг ситуации, из конкретных планов пока заявлено об усилении контроля за воздушным пространством и наращиванием радиолокационного поля на побережье Северного Ледовитого океана. В этом и заключается усиление группировки войск и сил, дислоцированных в Арктической зоне России.
Судя по документу, будет также активизирована деятельность органов внешней разведки страны по сбору упреждающей и достоверной информации о планах и мероприятиях приарктических государств, направленных на укрепление их военного и экономического присутствия в регионе. В Совете безопасности полагают, что на данном этапе этих мер достаточно.
Николай Патрушев, секретарь Совета безопасности РФ:
- Проблемы освоения Российской Федерацией арктических территорий имеют для Российской Федерации стратегическое значение. Арктика на длительную перспективу является не только важнейшей ресурсной базой России, опорным регионом для наращивания ее транзитного потенциала, но и узлом пересечения долгосрочных национальных интересов нашей страны и основных зарубежных стран в международной, оборонной и экологической сферах.
Ставя вопрос таким образом, мы исходим из того, что существующая система государственного управления в Арктической зоне Российской Федерации недостаточно скоординирована. Несовершенство мер государственного регулирования в экономической и социальной сферах привело к критическому состоянию базовой транспортной, промышленной, пограничной, информационной, научной и социальной инфраструктур. Нарастают диспропорции регионального развития, наблюдается резкий отток населения из региона. К сожалению, мы пока еще далеко не в полной мере используем конкурентный потенциал Арктической зоны России.
Есть вопросы, требующие немедленного решения. Поэтому Совет безопасности Российской Федерации предложил реализовать первоочередные меры, направленные на повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Арктической зоны России, формирование в этом регионе масштабных и конкурентоспособных проектов, способных не только привлечь зарубежные и отечественные инвестиции, но и существенно улучшить условия труда и жизни наших граждан на этих территориях.
В частности, поставлена задача разработки нормативного правового акта об установлении южной границы Арктической зоны Российской Федерации с определением перечня и статуса муниципальных образований, находящихся в пределах указанной зоны. Это даст возможность более эффективно формировать региональную политику и сократить межрегиональные различия по объему валового регионального продукта, индексам потребительских цен, реальным доходам населения, обеспеченности основными объектами социальной инфраструктуры.
Для реализации транзитного потенциала России важной является задача обеспечения эффективного использования Северного морского пути. Объем перевозок по трассе СМП за 15 лет уменьшился в 2,5 раза, а в восточном его секторе - в 30 раз. На этом направлении уже в ближайшие годы нам необходимо решить вопросы государственной поддержки строительства судов ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флотов, а также береговой инфраструктуры, реализовать комплекс мер по гидрометеорологическому и навигационному обеспечению транспортного сообщения в Арктической зоне Российской Федерации.
Реализация этих мер позволит не только восстановить масштабы перевозок по Северному морскому пути, но со временем превратит его в глобальную мировую транспортную артерию, соединяющую Европу и Азию.
Остро стоит вопрос совершенствования объектов инфраструктуры в Арктике. Здесь необходимо не только создание новых объектов, но и проведение инвентаризации имеющейся уже базы для рачительного использования того, что уже создано, - в частности, градообразующих объектов и предприятий Вооруженных сил Российской Федерации, которые в настоящее время не имеют перспективы прямого предназначения. А таких объектов немало.
Что касается международного нормативно-правового закрепления наших позиций в Арктике, здесь на первый план выходит проблема формирования до 2012 года исчерпывающей доказательной базы для международно-правового оформления внешней границы континентального шельфа России в Арктике.
США, Норвегия, Дания и Канада проводят единую и скоординированную политику недопущения России к богатствам шельфа. Выдвигаются идеи, что к Арктике надо подходить как к общему наследию человечества, имея в виду открытие этого региона для международных нефтегазодобывающих компаний. Высказываются предложения подписать международный договор об Арктике, устанавливающий международный режим управления по аналогии с Договором об Антарктике. Наращивается военное присутствие зарубежных стран в этом регионе, форсируется реализация планов по созданию современных ледокольных флотов.
Вполне очевидно, что многое не совпадает с экономическими, геополитическими и оборонными интересами России и представляет системную угрозу ее национальной безопасности.
Поэтому для обоснования российской заявки в Комиссию ООН по границам континентального шельфа принципиальное значение имеет своевременная и тщательная подготовка дополнительных материалов исследований дна Северного Ледовитого океана (включая геологические и геоморфологические данные), реализация государственной программы развития научно-исследовательского флота Российской Федерации, а также глубоководной деятельности и гидронавтики. Предстоит также реализовать комплекс мер по совершенствованию военной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, в сфере экологической безопасности, информационных технологий и связи.
Публикуем документ, утвержденный Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым 18 сентября 2008 г. (Пр - 1969)
I. Общие положения
1. Настоящими Основами определяются главные цели, основные задачи, стратегические приоритеты и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике, а также система мер стратегического планирования социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности России.
2. В настоящих Основах под Арктической зоной Российской Федерации понимается часть Арктики*, в которую входят полностью или частично территории Республики Саха (Якутия), Мурманской и Архангельской областей, Красноярского края, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, определенные решением Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 22 апреля 1989 г., а также земли и острова, указанные в Постановлении Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от 15 апреля 1926 г. "Об объявлении территорией СССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане", и прилегающие к этим территориям, землям и островам внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации, в пределах которых Россия обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с международным правом.
Границы Арктической зоны Российской Федерации могут уточняться в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также с нормами международных договоров и соглашений, участницей которых является Российская Федерация.
3. Особенностями Арктической зоны Российской Федерации, оказывающими влияние на формирование государственной политики в Арктике, являются:
а) экстремальные природно-климатические условия, включая постоянный ледовый покров или дрейфующие льды в арктических морях;
б) очаговый характер промышленно-хозяйственного освоения территорий и низкая плотность населения;
в) удаленность от основных промышленных центров, высокая ресурсоемкость и зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от поставок топлива, продовольствия и товаров первой необходимости из других регионов России;
г) низкая устойчивость экологических систем, определяющих биологическое равновесие и климат Земли, и их зависимость даже от незначительных антропогенных воздействий.
II. Национальные интересы Российской Федерации в Арктике
4. Основными национальными интересами Российской Федерации в Арктике являются:
а) использование Арктической зоны Российской Федерации в качестве стратегической ресурсной базы Российской Федерации, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны;
б) сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества;
в) сбережение уникальных экологических систем Арктики;
г) использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации Российской Федерации в Арктике (далее - Северный морской путь).
5. Национальные интересы определяют главные цели, основные задачи и стратегические приоритеты государственной политики Российской Федерации в Арктике.
Реализация национальных интересов Российской Федерации в Арктике обеспечивается институтами государственной власти совместно с институтами гражданского общества в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации и ее международными договорами.
III. Главные цели и стратегические приоритеты государственной политики Российской Федерации в Арктике
6. Главными целями государственной политики Российской Федерации в Арктике являются:
а) в сфере социально-экономического развития - расширение ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации, способной в значительной степени обеспечить потребности России в углеводородных ресурсах, водных биологических ресурсах и других видах стратегического сырья;
б) в сфере военной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, пролегающей в Арктической зоне Российской Федерации, - обеспечение благоприятного оперативного режима в Арктической зоне Российской Федерации, включая поддержание необходимого боевого потенциала группировок войск (сил) общего назначения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в этом регионе;
в) в сфере экологической безопасности - сохранение и обеспечение защиты природной среды Арктики, ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата;
г) в сфере информационных технологий и связи - формирование единого информационного пространства Российской Федерации в ее Арктической зоне с учетом природных особенностей;
д) в сфере науки и технологий - обеспечение достаточного уровня фундаментальных и прикладных научных исследований по накоплению знаний и созданию современных научных и геоинформационных основ управления арктическими территориями, включая разработку средств для решения задач обороны и безопасности, а также надежного функционирования систем жизнеобеспечения и производственной деятельности в природно-климатических условиях Арктики;
е) в сфере международного сотрудничества - обеспечение режима взаимовыгодного двустороннего и многостороннего сотрудничества Российской Федерации с приарктическими государствами на основе международных договоров и соглашений, участницей которых является Российская Федерация.
7. Стратегическими приоритетами государственной политики Российской Федерации в Арктике являются:
а) осуществление активного взаимодействия Российской Федерации с приарктическими государствами в целях разграничения морских пространств на основе норм международного права, взаимных договоренностей с учетом национальных интересов Российской Федерации, а также для решения вопросов международно-правового обоснования внешней границы Арктической зоны Российской Федерации;
б) наращивание усилий приарктических государств в создании единой региональной системы поиска и спасения, а также предотвращения техногенных катастроф и ликвидации их последствий, включая координацию деятельности спасательных сил;
в) укрепление на двусторонней основе и в рамках региональных организаций, в том числе Арктического совета и Совета Баренцева/Евроарктического региона, добрососедских отношений России с приарктическими государствами, активизация экономического, научно-технического, культурного взаимодействия, а также приграничного сотрудничества, в том числе в области эффективного освоения природных ресурсов и сохранения окружающей природной среды в Арктике;
г) содействие в организации и эффективном использовании транзитных и кроссполярных воздушных маршрутов в Арктике, а также в использовании Северного морского пути для международного судоходства в рамках юрисдикции Российской Федерации и в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
д) активизация участия российских государственных учреждений и общественных организаций в работе международных форумов, посвященных арктической проблематике, включая межпарламентское взаимодействие в рамках партнерства Россия - Европейский союз;
е) разграничение морских пространств в Северном Ледовитом океане и обеспечение взаимовыгодного присутствия России на архипелаге Шпицберген;
ж) совершенствование системы государственного управления социально-экономическим развитием Арктической зоны Российской Федерации, в том числе за счет расширения фундаментальных и прикладных научных исследований в Арктике;
з) улучшение качества жизни коренного населения и социальных условий хозяйственной деятельности в Арктике;
и) развитие ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации за счет использования перспективных технологий;
к) модернизация и развитие инфраструктуры арктической транспортной системы и рыбохозяйственного комплекса в Арктической зоне Российской Федерации.
IV. Основные задачи и меры по реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике
8. Главные цели государственной политики Российской Федерации в Арктике достигаются решением следующим основных задач:
а) в сфере социально-экономического развития необходимо:
осуществить геолого-геофизические, гидрографические и картографические работы по подготовке материалов для обоснования внешней границы Арктической зоны Российской Федерации;
обеспечить существенный прирост балансовых запасов полезных ископаемых арктических морских месторождений, в том числе путем реализации государственной программы изучения и освоения континентального шельфа Российской Федерации, а также начало работ по освоению нефтегазовых месторождений в Арктической зоне Российской Федерации;
осуществить разработку и внедрение новых видов техники и технологий для освоения морских месторождений полезных ископаемых и водных биологических ресурсов в арктических условиях, в том числе в покрытых льдом районах, сформировать парк авиационной техники и судов рыбопромыслового флота, а также необходимую обеспечивающую инфраструктуру для работы в условиях Арктики;
оптимизировать экономические механизмы "северного завоза" за счет использования возобновляемых и альтернативных, в том числе местных, источников энергии, реконструкции и модернизации выработавших ресурс энергетических установок, внедрения энергосберегающих материалов и технологий;
обеспечить реструктуризацию объемов грузоперевозок по Северному морскому пути, в том числе за счет государственной поддержки строительства судов ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флотов, а также береговой инфраструктуры;
сформировать систему контроля за обеспечением безопасности судоходства, управлением транспортными потоками в районах интенсивного движения судов, в том числе за счет реализации комплекса мер по гидрометеорологическому и навигационному обеспечению в Арктической зоне Российской Федерации;
создать систему комплексной безопасности для защиты территорий, населения и критически важных для национальной безопасности Российской Федерации объектов Арктической зоны Российской Федерации от угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основными мерами по реализации государственной политики в области социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации являются:
государственная поддержка хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в Арктической зоне Российской Федерации, прежде всего в области освоения ресурсов углеводородов, других полезных ископаемых и водных биологических ресурсов, за счет внедрения инновационных технологий, развития транспортной и энергетической инфраструктуры, совершенствования тарифно-таможенного и налогового регулирования;
стимулирование реализации новых проектов хозяйственного освоения арктических территорий путем их софинансирования за счет бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников, обеспечение государственных гарантий оплаты труда, в том числе при осуществлении работ вахтово-экспедиционным методом;
модернизация объектов социальной инфраструктуры, включая учреждения образования, здравоохранения, а также развитие жилищного строительства, в том числе в рамках реализации приоритетных национальных проектов;
обеспечение подготовки и переподготовки специалистов в системе высшего и среднего специального образования для работы в арктических условиях, уточнение государственных социальных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в Арктической зоне Российской Федерации;
обеспечение доступности и качества медицинского обслуживания всех групп населения, проживающих и работающих в Арктической зоне Российской Федерации, в том числе за счет расширения системы фельдшерской и первой медицинской помощи;
совершенствование образовательных программ для коренного населения Арктической зоны Российской Федерации, особенно в части, касающейся подготовки детей к жизни в современном обществе с полноценным освоением навыков проживания в экстремальных природных условиях, включая оснащение образовательных учреждений и отдаленных населенных пунктов средствами дистанционного обучения;
обеспечение рационального природопользования и развития экологически безопасных видов туризма в местах компактного проживания и традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов, сохранение культурного наследия и языков, народно-художественных промыслов;
б) в сфере военной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, пролегающей в Арктической зоне Российской Федерации, необходимо:
создать группировки войск (сил) общего назначения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (в первую очередь пограничных органов) в Арктической зоне Российской Федерации, способных обеспечить военную безопасность в различных условиях военно-политической обстановки;
оптимизировать систему комплексного контроля за обстановкой в Арктике, включая пограничный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, введение режима пограничных зон в административно-территориальных образованиях Арктической зоны Российской Федерации и организацию инструментального технического контроля за проливными зонами, устьями рек, лиманами на трассе Северного морского пути;
привести возможности пограничных органов в соответствие с характером угроз и вызовов Российской Федерации в Арктике.
Основными мерами по реализации государственной политики в сфере военной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, пролегающей в Арктической зоне Российской Федерации, являются:
создание активно функционирующей системы береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Арктической зоне Российской Федерации и повышение эффективности взаимодействия с пограничными ведомствами (береговыми охранами) сопредельных государств по вопросам борьбы с терроризмом на море, пресечения контрабандной деятельности, незаконной миграции, охраны водных биологических ресурсов;
развитие пограничной инфраструктуры Арктической зоны Российской Федерации и техническое переоснащение пограничных органов;
создание системы комплексного контроля за надводной обстановкой, усиление государственного контроля за промысловой деятельностью в Арктической зоне Российской Федерации;
в) в сфере экологической безопасности необходимо:
обеспечить сохранение биологического разнообразия арктической флоры и фауны, в том числе путем расширения сети особо охраняемых природных территорий и акваторий, с учетом национальных интересов Российской Федерации, необходимости сохранения окружающей природной среды в условиях расширения экономической деятельности и глобальных изменений климата;
осуществить плановую утилизацию судов с ядерными энергетическими установками, отслуживших установленные сроки эксплуатации.
Основными мерами по реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности в Арктической зоне Российской Федерации являются:
установление особых режимов природопользования и охраны окружающей природной среды в Арктической зоне Российской Федерации, включая мониторинг ее загрязнения;
рекультивация природных ландшафтов, утилизация токсичных промышленных отходов, обеспечение химической безопасности, в первую очередь в местах компактного проживания населения;
г) в сфере информационных технологий и связи необходимо:
внедрить современные информационно-телекоммуникационные технологии и средства (в том числе подвижные) связи, телерадиовещания, управления движением судов и полетами авиации, дистанционного зондирования Земли, проведения площадных съемок ледового покрова, а также системы гидрометеорологического и гидрографического обеспечения и обеспечения научных экспедиционных исследований;
создать надежную систему оказания навигационных, гидрометеорологических и информационных услуг, обеспечивающую эффективный контроль хозяйственной, военной, экологической деятельности в Арктике, а также прогнозирование и предупреждение чрезвычайных ситуаций, снижение ущерба в случае их возникновения, в том числе за счет применения глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и многоцелевой космической системы.
Основные меры по реализации государственной политики в сфере информационных технологий и связи в Арктической зоне Российской Федерации должны быть направлены на разработку и широкое использование новейших технологий, в том числе космических средств различного назначения и многопроцессорных универсальных территориально-распределенных сетей;
д) в сфере науки и технологий необходимо:
внедрить новые технологии, в том числе для очистки территорий островов, прибрежных зон и акваторий арктических морей от антропогенных загрязнений, а также разработать материалы, адаптированные к природно-климатическим условиям Арктики;
обеспечить реализацию государственной программы развития научно-исследовательского флота Российской Федерации, предусматривающей также исследования в области глубоководной деятельности и гидронавтики, включая внедрение технических средств и приборной базы, адаптированных к проведению полярных научных исследований.
Основными мерами по реализации государственной политики в области научных исследований и научного обеспечения деятельности в Арктической зоне Российской Федерации являются
обоснование долгосрочных перспектив и основных направлений развития различных видов деятельности в Арктике;
изучение опасных и кризисных природных явлений, разработка и внедрение современных технологий и методов их прогнозирования в условиях меняющегося климата;
прогноз и оценка последствий глобальных климатических изменений, происходящих в Арктической зоне Российской Федерации под влиянием естественных и антропогенных факторов, в среднесрочной и долгосрочной перспективе, включая повышение устойчивости объектов инфраструктуры;
проведение исследований в области истории, культуры и экономики региона, а также правового регулирования деятельности в Арктике;
изучение влияния на здоровье населения вредных факторов окружающей среды, выработка требований по охране здоровья населения и полярников, обоснование комплекса мероприятий, направленных на оздоровление среды обитания населения и профилактику заболеваний.
9. Решение основных задач государственной политики Российской Федерации в Арктике осуществляется в рамках стратегического планирования социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности России путем:
а) разработки и реализации стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации с учетом задач обеспечения национальной безопасности;
б) создания комплексной системы мониторинга, включая совершенствование системы информационно-статистического наблюдения за показателями национальной безопасности
в Арктической зоне Российской Федерации;
в) подготовки нормативных правовых актов Российской Федерации об уточнении географических границ Арктической зоны Российской Федерации, в том числе ее южной границы, с перечнем и статусом муниципальных образований, входящих в пределы указанной зоны;
г) повышения эффективности управления Арктической зоной Российской Федерации.
V. Основные механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике
10. Государственная политика Российской Федерации в Арктике проводится посредством целенаправленной и скоординированной деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций в соответствии с их полномочиями и сферами деятельности на принципах государственно-частного партнерства, а также в рамках сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями, включая:
а) совершенствование с учетом национальных интересов России и специфики региона законодательства Российской Федерации в сферах социально-экономического развития, охраны окружающей среды, военной безопасности, защиты и охраны государственной границы, осуществления научных исследований и международного сотрудничества в Арктике на базе норм международного права и международных обязательств Российской Федерации;
б) разработку и реализацию целевых программ, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников;
в) разработку субъектами Российской Федерации стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, схем территориального планирования и программ социально-экономического развития;
г) освещение в средствах массовой информации вопросов, связанных с национальными интересами Российской Федерации в Арктике, включая организацию выставок, конференций, "круглых столов", посвященных истории освоения Арктики российскими исследователями, в целях формирования позитивного имиджа России;
д) организацию системного мониторинга и анализа реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике.
VI. Реализация государственной политики Российской Федерации в Арктике
11. Настоящие Основы реализуются поэтапно:
а) на первом этапе (2008 - 2010 годы) должно быть обеспечено:
проведение геолого-геофизических, гидрографических, картографических и других работ по подготовке материалов для обоснования внешней границы Арктической зоны Российской Федерации;
расширение возможностей международного сотрудничества, в том числе для эффективного освоения природных ресурсов Арктической зоны Российской Федерации;
реализация целевых программ, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников, включая формирование государственной программы развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года, в рамках которой в качестве базовых создаются высокотехнологичные производственно-энергетические и производственно-рыбохозяйственные кластеры, особые экономические зоны;
реализация перспективных инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства, связанных со стратегическим развитием Арктической зоны Российской Федерации;
б) на втором этапе (2011 - 2015 годы) должно быть обеспечено:
международно-правовое оформление внешней границы Арктической зоны Российской Федерации и реализация на этой основе конкурентных преимуществ России по добыче и транспортировке энергетических ресурсов;
решение задач структурной перестройки экономики в Арктической зоне Российской Федерации на основе освоения минерально-сырьевой базы и водных биологических ресурсов региона;
создание и развитие инфраструктуры и системы управления коммуникациями Северного морского пути для решения задач обеспечения евразийского транзита;
завершение создания единого информационного пространства Арктической зоны Российской Федерации;
в) на третьем этапе (2016 - 2020 годы) должно быть обеспечено превращение Арктической зоны Российской Федерации в ведущую стратегическую ресурсную базу Российской Федерации.
В целом в среднесрочной перспективе реализация государственной политики Российской Федерации в Арктике позволит России сохранить роль ведущей арктической державы.
В дальнейшем необходимо осуществить комплексное наращивание конкурентных преимуществ Арктической зоны Российской Федерации в целях укрепления позиций России в Арктике, упрочения международной безопасности, поддержания мира и стабильности в Арктическом регионе.
________________
* - Арктика - северная область Земли, включающая глубоководный Арктический бассейн, мелководные окраинные моря с островами и прилегающими частями материковой суши Европы, Азии и Северной Америки. В пределах Арктики расположены пять приарктических государств - Россия, Канада, Соединенные Штаты Америки, Норвегия и Дания, которые обладают исключительной экономической зоной и континентальным шельфом в Северном Ледовитом океане.