По данным геологической службы США, опубликованным в 2008 году, на территорию к северу от Полярного круга может приходиться около 22% неоткрытых технически извлекаемых мировых запасов нефти и газа. Поэтому Россия ищет способы доказать, что, как минимум, пятая часть этой территории принадлежит ей.
Россия интенсивно ищет доказательства своих особых прав на богатства Арктики
Фото: ИТАР-ТАСС
На днях в Мурманск из рейса в район Земли Франца-Иосифа вернулись два судна - атомный ледокол «Россия» и научно-экспедиционное судно «Академик Федоров». Они завершили работы по определению высокоширотной границы континентального шельфа в Арктике. «Экспедиция стартовала из Мурманска 5 июля, и, по мнению специалистов Арктического и антарктического научно-исследовательского института, прошла успешно. За два месяца они исследовали 6 тысяч километров сейсмических профилей с качеством, отвечающим требованиям Комиссии ООН по установлению внешней границы континентального шельфа России в Арктике» - сообщили в «Атомфлоте» (управляется госкопорацией Росатом»).
Это уже вторая российская экспедиция (первая была организована прошлым летом), в задачу которой входит сбор доказательств того, что подводные арктические хребты Ломоносова и Менделеева, которые тянутся к Гренландии по дну Северного Ледовитого океана, являются не самостоятельными геологическими образованиями, а продолжением континентального шельфа России. Для этого, например, судно «Академик Федоров» было оснащено специальной «сейсмической косой» длиной 4,5 тысяч метров и двумя линиями пневмопушек для обследования толщины донных отложений морского дна.
Но сложность задачи «застолбить» за Россией часть традиционной российской территории даже не техническая, а политическая. Эпоха легких в добыче и дешевых по себестоимости углеводородов в мире заканчивается. Поэтому все государства, которые имеют хоть какое-нибудь отношение к Арктике, активно претендуют на освоение шельфовых месторождений нефти и газа в северных морях. «Развитие Россией своей части Арктики экономически оправдано. Это ведь вопрос не только добычи и переработки полезных ископаемых, но и вопрос национальной безопасности. Если ещё буквально 15-20 лет назад, интереса к Арктике и её богатствам никто не проявлял, то в последнее десятилетие активизировались все страны, которые имеют выход в Арктику, да и не только они. Поэтому если мы не хотим, чтобы на арктических территориях принадлежащих к России, работали иностранные компании, то мы обязаны, во-первых, обеспечить военное присутствие России в Арктике, во-вторых, урегулировать все международные споры и доказать принадлежность этих территорий нашей стране, и, в-третьих, начать вести там экономическую деятельность» - подчеркнул «Эксперт online» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
«Газпром» уже «воткнул» этим летом в 55 км от берега в Печорском море первую российскую ледостойкую нефтяную платформу «Приразломная», которая при хорошем раскладе в течение четверти века будет добывать со дна северных морей по 7 млн тонн нефти в год. В Баренцевом море национальный газовый концерн с 2016 года с помощью французской компании Total и норвежская Statoil намерен начать добывать газ на Штокмановском газоконденсатном месторождении, расположенном в центральной части шельфа российского сектора Баренцева моря, примерно в 600 км к северо-востоку от Мурманска. Это месторождение после выхода на проектную мощность – 71,1 млрд кубометров газа в год (это годовое потребление газа в Германии), станет крупнейшим в мире из эксплуатируемых на этих широтах. Его запасы по категории С1 составляют 3,9 трлн кубометров газа и 56 млн тонн газового конденсата. В Карском море вместе с американской ExxonMobil намеревается начать добывать нефть «Роснефть».
Проблема в том, что нынешнее международное законодательство определяет зону экономических интересов государств только на 200 морских миль от берега. А все что дальше – уже общее, то есть ничьё. Поэтому еще в 1982 году Конвенция ООН по морскому праву определила, что прибрежное государство может претендовать на контроль над континентальным шельфом за пределами исключительных экономических зон 200 морских миль, но для этого ему нужно представить международному сообществу доказательство того, что этот шельф – геологическое продолжение его суши.
Пока из полярных стран получить одобрение своей заявки Комиссии ООН на шельф за пределами 200 миль удалось лишь Норвегии. Канада должна подать заявку в 2013-м, а Дания – в 2014 году. Россия предъявила права на юрисдикцию над 1,2 млн кв км арктического шельфа еще в 2001 году. Однако, чиновники ООН потребовали дополнительных доказательств того, что хребет Ломоносова – это продолжение российского шельфа, а поднятие Менделеева не является вулканическим образованием. Такие доказательства сейчас и собираются научно-экспедиционными судами в сопровождении российских атомных ледоколов. По словам специального представителя президента России по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, депутата Госдумы Артура Чилингарова, дополнительные материалы по границам континентального шельфа Россия планирует представить в Комиссию ООН в 2013 году.
Но уже сейчас наше государство резко активизировалось в Арктике. «Распечатывается» самый короткий путь из Европы в Азию – вдоль побережья Северного ледовитого океана, министерство обороны готовится развернуть в Мурманске и Архангельске дополнительные воинские части, а Министерство энергетики разрабатывает государственную программу по освоению шельфа стоимостью 9,7 трлн рублей. Львиная часть этих денег, по утверждению чиновников, предназначена для освоения Арктики. Источник: expert.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Проблема в том, что ни у России, ни у кого бы то ни было другого нет НИКАКИХ прав на "освоение богатств Арктики". Таковые права есть у тех, кто там обитает. У медведей, пингвинов, тюленей и морской фауны. У них есть право жить там в собственной среде обитания. А у людей нет на засорение Арктики и нарушение ее хрупкого экологического баланса никакого права вообще.
Другое дело, что биологическому виду хомо сапиенс плевать на все остальные биологические виды, и он сам с собой готов воевать за возможность их уничтожения и разрушение среды обитания экосферы. Мы самые мерзкие, страшные, опасные и бессовестные животные на земле.