В пресной теплой Арктике
Подводный хребет, который считают своим и Москва, и Оттава, 90 миллионов лет назад был грядой островов. И, судя по окаменелой черепахе, найденной в Канаде, возвышалась она над пресной водой. Черепаха переплыла из Сибири в Америку по пресному тёплому озеру.
Подводный хребет Менделеева – Альфа, ставший на рубеже XX и XXI веков аргументом в споре за право качать нефть с арктического дна, в позднем меловом периоде не разделял, а соединял континенты. Американского геолога Джона Тардуно из Рочестерского университета, отправившегося летом в 2006 года на канадский заполярный остров Аксель-Хейберг исследовать геологическую формацию Стрэнд-Фьорд, тоже интересовали не права на Арктику, а остаточные магнитные поля и содержание разного рода изотопов в крохотных вкраплениях воздуха, запечатанных в этих камнях.
Менделеев или Альфа?
Собственно, хребтом или поднятием Менделеева, по историческим причинам принято называть только половину этого хребта, лежащую по российскую сторону от небольшого провала в гряде подводных гор. Допустить, чтобы в Северную Америку упирался ещё один хребет с русским названием (первый и второй – это хребты Ломоносова и Гаккеля) американцы в годы холодной войны не могли, и потому очень обрадовались, когда американская полярная станция «Альфа» нашла упомянутый провал. На радостях вторую, большую половину так и назвали – хребтом Альфа, и все неспециалисты последние 40 с лишним лет путаются: где Альфа, а где – Менделеев.
В наши дни хребет Альфа упирается в вечно заснеженные канадские острова Элсмир и Аксель-Хейберг, и даже далёкие от геологии жители Канады знают, что в формации Стрэнд-Фьорд на севере Аксель-Хейберга на поверхность земли выходят те же самые горы, что образуют подводный хребет. А значит, хребет – продолжение канадской территории, а Арктика принадлежит этой северной стране. По крайней мере, так думают канадцы.
Учёные не сомневаются, что в позднем меловом периоде, когда образовался хребет Менделеева – Альфа (да, по сути, и всё арктическое дно к западу от него, если смотреть из Канады), Северный океан был совсем не ледовитым. Однако насчёт того, насколько именно здесь было тепло, специалисты продолжают спорить.
Тардуно уже не первый десяток лет отстаивает радикальную точку зрения.
Он полагает, что Арктика была не только не ледовитой, но и несолёной.
Сбрасываемая реками менее плотная пресная вода в огромных количествах растекалась по поверхности океана и не перемешивалась с более плотной солёной: течения, что в атмосфере, что в океане, в то время были очень слабыми из-за очень небольших температурных градиентов по поверхности планеты. В итоге получалось что-то вроде гигантского пресного озера с солёным глубинными слоями; озеро было практически изолировано от неарктических вод.
Тардуно приводит множество аргументов – окаменевшие останки похожих на крокодилов рептилий, водившихся выше 80-й параллели, состав экосистем, существовавших на месте нынешней Канадской Арктики, расчёты климатических моделей и так далее. Некоторые из этих доводов кажутся коллегам убедительными, некоторые допускают иную интерпретацию, и единства взглядов на арктический палеоклимат пока нет.
США расширили владения России Данные, полученные американскими учёными в Арктике, отодвинули границу шельфа на Чукотском поднятии на 100 миль дальше в океан. Однако уникальная география района такова, что на тот же район может...
Но похоже, что на этот раз учёному действительно повезло. Из экспедиции 2006 года геолог привёз окаменевшую черепаху, найденную одною из его студенток. Когда Тардуно обратился к палеонтологу Дональду Бринкману из канадского Королевского музея палеонтологии имени Джозефа Тиррела, тот распознал находку. Авторы работы, опубликованной в февральском номере Geology, уверены, что
древнее пресмыкающееся – ближайший родственник одной из черепах, обитавших примерно в то же время на территории современной Монголии. И эта черепаха пресноводная.
Бринкман и Тардуно дали прежде не известному ископаемому животному родовое имя Aurorachelys («черепаха северного сияния»).
По мнению учёных, эта рептилия перебралась из окрестностей Монголии в Канаду напрямую через Арктику, а не какими-то обходными путями вдоль Чукотки и Аляски. Альтернативный путь дальше на 2–3 тысячи километров, однако вдоль его возможных траекторий ископаемые останки таких черепах никогда не встречались. Если бы магистральная дорога миграции лежала через Аляску и только оттуда на остров Аксель-Хейберг, именно вдоль этого пути и находили бы большую часть окаменелостей.
Конечно, совершенно не обязательно, чтобы именно та черепаха, облик которой навечно отпечатался в найденном Тардуно камне, совершила гигантский переход из Монголии в Канаду. Хотя некоторые современные морские черепахи способны за время своей жизни мигрировать на многие тысячи километров, для их пресноводных родственниц это не характерно. Более того, окаменелости – это всё-таки не живые существа, и определить степень родства между канадской и монгольской черепахами непросто; ясно лишь, что они очень близки друг к другу.
Геологическая формация Стрэнд-Фьорд на севере острова Аксель-Хейберг // rochester.edu
Однако принципиально это ничего не меняет, уверен Тардуно: чтобы эта пресноводная черепаха – сама ли или за сотню-другую поколений – могла перебраться с севера Азии на север Америки, Арктика должна была быть пресной. И из этой пресной воды должны были то и дело торчать острова; лучше всего на их роль подходят ныне скрытые под арктическими водами и потому плохо изученные вершины хребта Менделее – Альфа.
А климат в то время должен был быть очень тёплым, со среднегодовыми температурами в этом регионе в 10–15 градусов Цельсия.
Собственно, у геолога готово объяснение и такой температуре. Тот же черепаший панцирь нашёлся лишь немногим выше мощнейших базальтовых слоёв, излитых вулканами. По мнению многих учёных, вся Арктика сбоку от современного хребта Ломоносова (со стороны Восточной Сибири и Америки) 90 миллионов лет назад представляла собой «огненную землю» – гигантский вулканический район.
При этом в атмосферу выбрасывалось такое количество парниковых газов – в первую очередь пресловутого CO2, которого вполне могло хватить на создание «суперпарникового эффекта», способного значительно поднять температуру на планете. Особенно если арктические вулканы поддерживали их собратья в других районах Земли; по словам Тардуна, указания на это имеются.
ТЕКСТ: ВЛАДИМИР ГРАММ
ФОТО: UNIVERSITY OF ROCHESTER
www.gazeta.ru
Рейтинг публикации:
|