Исследование посвящено исключительно погодным экстремумам вроде Эль-Ниньо 1997–1998 годов, которые повлияли на весь мир. Климатические модели расходятся в представлении точного воздействия потепления на Эль-Ниньо и его «сестру» Ла-Нинью, которая охлаждает названный регион. Но когда дело доходит до самых активных Эль-Ниньо и их влияния на общую картину осадков, модели, как выяснилось, находят общий язык.
Пыльная буря, вызванная связанной с Эль-Ниньо засухой, обрушилась на Мельбурн 8 февраля 1983 года. (Фото Australia Bureau of Meteorology / Trevor Farrar.)
Вэньцзюй Цай из Государственного объединения научных и прикладных исследований Австралии и его коллеги сконцентрировали внимание на погоде, а не на океане. Они отказались от стандартного определения Эль-Ниньо, в центре которого — разница температуры поверхности Тихого океана между восточной и западной частями экваториального пояса, и сфокусировались на дождях в восточной части бассейна. (Восток тропической части Тихого океана обычно холоднее запада, и повышение температуры поверхности воды на востоке всего на 0,8 °C приводит к масштабным последствиям.)
Учёные подобрали 20 климатических моделей (половину из имевшихся в распоряжении), которые могли воспроизвести сильные осадки. С помощью этих моделей они сравнили частоту экстремальных Эль-Ниньо в контрольный период (1891–1990) с более тёплой эпохой (1991–2090). Хотя общее количество Эль-Ниньо снизилось, 17 из 20 моделей предсказали увеличение числа сильных Эль-Ниньо, и к тому же возросла средняя частота последних: раньше они случались раз в 20 лет, а в будущем нас ждёт один экстремум за десятилетие.
Модели говорят о том, что на востоке тропической части Тихого океана потепление будет более значительным, чем на западе, а дополнительное тепло приведёт в боевую готовность «насос», порождающий сильные бури. Даже относительно слабые Эль-Ниньо (сила и слабость этого явления определяется упомянутой разницей температур между западом и востоком) способны оказать заметное воздействие на осадки.
Первыми силу грядущих Эль-Ниньо испытают на себе, конечно, Перу и Эквадор, но Юго-Восточной Азии и юго-западу США тоже не стоит расслабляться: речь идёт о масштабной реорганизации системы атмосферных течений. Напомним, в 1997–1998 годах Эль-Ниньо причинил ущерб на $35 млрд в одних только США и убил, по оценкам, 23 тыс. человек по всему миру (наводнения в обеих Америках и Африке, тропические циклоны на тихоокеанских островах, засухи и лесные пожары в Австралии и Юго-Восточной Азии).
Разумеется, подобные прогнозы нуждаются в самой тщательной проверке, но комментаторы приветствуют уже сам подход, когда в центре внимания учёных оказались не климатические явления, а их воздействие на человека.
Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Climate Change.
Подготовлено по материалам Nature News.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 98
комментариев 1365
Рейтинг поста:
Владимир Ерашов
Мы так долго кричали, что потепление нас затопит, что прозевали, как что-то изменилось. Толи потепление передумало нас топить и решило подумать, что же с нами еще чего такого сделать, например, заморозить. Как, воскликнет читатель, разве потепление может заморозить? Вот и я думаю, как бы не может, но что же это такое творится на планете Земля? Когда десятка три лет назад потепление начало намораживать льды в Антарктиде, кстати, намораживает до сих пор, я подумал: Чепуха, не страшно! Что такое Антарктида? Это всего на всего Белое Безмолвие, где вперемешку с тюленями и пингвинами спит десятка два полярников. Так там от жирных туш такое тепло идет, что из яиц птенцы вылупляются. И что там рост каких-то льдов, безобидная безделушка.
Когда арабов и африканцев снегом засыпало, опять же весело смотреть было: негры в снежки играют. Экзотика! Но когда начало морозить самую могущественную часть Америки, которая всю планету может покрыть зеленью в три слоя, стало не до шуток. Газ, которого до морозов было пруд пруди, вдруг взлетел в цене на 600%. Уж, кто кто, а мы-то россияне понимаем, что такое 600%, в 91 году проходили, до сих пор где клады (вклады) зарыли не помним. Нет, ничего не буду дальше описывать, и так дрожь пробирает.
А тут только что сообщили, что в Швеции выше сорока. У нас и то выше сорока не бывает. Ну, иногда бывает, так это же уже спирт, штука смертельно опасная, даже для тренированных. Нет, это я отвлекся от Деда Мороза для сугреву, Швеция тут рядом, через залив Финский, про мороз, ой, как думать не хочется. По мне лучше пусть топит, это чертово потепление, чем продолжит морозить. Где там эти маститые климатологи, они же с потеплением кореши, пусть попросят его, то бишь потепление, лошадей на переправе не менять.
21.01.2014г.