Россия планирует в ближайшие три года провести несколько арктических экспедиций, направленных на исследование океанического дна и обоснование российских претензий на ресурсы Арктики. Собранные данные будут представлены в ООН.
Российские полярники планируют провести до 2012 года обширное исследование океанического дна Арктики для сбора данных, которые обосновали ли бы претензии России на обширную территорию шельфа, богатого углеводородами, передает Associated Press.
По словам замгендиректора по эксплуатации «Атомфлота» Андрея Смирнова, в ближайшие три года ледоколы компании будут задействованы для проведения в Арктике детальных геологических исследований морского дна.
Уже летом следующего года атомный ледокол и исследовательское судно отправятся в Арктику для проведения исследований. Аналогичные экспедиции запланированы на 2011−2012 годы.
Полученные по результатам экспедиций данные будут использованы для обоснования российской заявки в ООН на определение внешней границы континентального шельфа. Заявка может быть внесена в 2013 году. В 2001 году российская заявка была отклонена как недостаточно обоснованная.
На освоение Арктики, в которой, по оценкам ученых, сосредоточено не менее четверти еще не разведанных запасов углеводородов, претендуют Россия, США, Канада, Дания и Норвегия. По оценкам американских геологов, около трети запасов природного газа находится за Полярным кругом, и подавляющая их часть — на потенциально российской территории.
Конвенция ООН по морскому праву, к которой Россия присоединилась более десяти лет назад, обязывает страны-участницы в течение десятилетнего срока подготовить и внести в ООН заявку с обоснованием прав на расширение своей зоны Северного полюса. Канада, Дания, Норвегия и Россия такие документы уже подали. США этим правом пока не воспользовались.
Россия доказывает, что хребет Ломоносова и поднятие Менделеева имеют континентальное происхождение и относятся к Восточной Сибири.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #2 написал: Эколог (9 декабря 2009 11:14) Статус: |
Необходимо готовить и научные обоснования на раздел Антарктиды, Россия должна претендовать на шестую или седьмую её часть. Из-за разрушающихся ледников Антарктиды начнёт ускоренно разрушаться вечная мерзлота на территории России, а в последствии к затоплению низменных регионов до момента значительного подъёма уровня мирового океана.
В 2001 году Правительство официально готово было передать в состав Международного района морского дна часть российского континентального шельфа, лежащего в пределах полярного сектора СССР.
Сдача позиций
Континентальный шельф — это морское дно и его недра, расположенные за внешней границей территориального моря любого прибрежного государства до внешней границы подводной окраины материка.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, участником которой является Россия, установила возможные внешние границы континентального шельфа в зависимости от строения этой подводной окраины: 200 морских миль, но не далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 миль от изобаты (линии равных глубин) 2500 метров. Карты и информацию о внешней границе континентального шельфа каждое прибрежное государство сдает Генеральному секретарю ООН.
Континентальный шельф не является территорией государства, однако Конвенция 1982 года предоставила прибрежным государствам суверенные права на разведку и разработку его ресурсов, которые включают минеральные и другие неживые богатства морского дна и его недр (нефть, газ и другие полезные ископаемые), а также живые организмы «сидячих видов» (крабы, устрицы, моллюски, водоросли и др.).
В конце XX века стало известно, что Арктический континентальный шельф сказочно богат нефтью и газом. Это вызвало повышенный интерес к шельфу не только у арктических государств (России, США, Норвегии, Канады, Дании), но и у Финляндии, Швеции, Японии, Китая и большинства развивающихся стран, которые ждут «отчислений» в их пользу от разработки нефти и газа Международного района морского дна Арктики (за внешней границей континентального шельфа арктических государств).
18 декабря 2001 года МИД России, выполняя постановление Правительства России от 16 июня 1997 года № 717 и распоряжение Правительства России от 24 марта 2000 года № 441-р, опередив на 8–10 лет все другие арктические государства и проявив ничем не объяснимую торопливость, направил Генеральному секретарю ООН заявку по установлению внешней границы континентального шельфа России (далее — Заявка). Заявка была разработана Министерством природных ресурсов с использованием почему-то только одного расстояния в 200 морских миль и согласована только с Минобороны и ФСБ России.
Этим шагом Правительство Виктора Черномырдина полностью исключило столь важный вопрос из процесса всестороннего обсуждения, что привело к абсолютно необоснованному нарушению национальных интересов России в Арктике, Охотском, Беринговом, Баренцевом и других морях России. Главное — в 2001 году Правительство официально готово было передать в состав Международного района морского дна часть российского континентального шельфа, лежащего в пределах полярного сектора СССР (ныне России).
Сектор этот был обозначен еще постановлением ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года, и против него никогда не возражало ни одно государство мира, включая США. Это постановление действует и сегодня. Односторонняя передача континентального шельфа России Международному органу по морскому дну не обсуждалась с другими арктическими государствами, что вызвало их резко негативную реакцию.
Примечательно, что эта царская уступка не была принята «международным сообществом».
28 марта 2002 года на заседании Комиссии ООН по внешней границе континентального шельфа заместитель министра природных ресурсов И.Глумов озвучил основные положения Заявки России. Однако Комиссия ООН под давлением США, не участвующих в Конвенции 1982 года, отклонила эту Заявку, считая, что Россия не представила убедительных доказательств континентальной природы и принадлежности к естественным компонентам материковой окраины поднятий Менделеева и Ломоносова.
Сражения вокруг заявки
За последние полтора года произошли весьма важные события, касающиеся Северного Ледовитого океана и его дна.
27–29 мая 2008 года в Илулиссате (Гренландия) состоялась Конференция на уровне министров иностранных дел пяти арктических государств (России, США, Дании, Канады и Норвегии), на которой на политическом уровне была обсуждена и принята Декларация по вопросам Северного Ледовитого океана. Стороны сошлись в том, что не видят необходимости «в разработке нового всеобъемлющего международно-правового режима для управления Северным Ледовитым океаном». От лица России Декларацию подписал глава МИДа Сергей Лавров.
Судя по Декларации, пять прибрежных арктических государств готовы разграничить континентальный шельф Северного Ледовитого океана (а по сути — все его дно) между собой. Но, очевидно, это будет происходить без выделения в центре океана какой-либо части Международного района морского дна. Таким образом, Илулиссатская декларация фактически полностью обесценила необдуманную Заявку России от 2001 года о превращении ресурсов центра Северного Ледовитого океана в общее наследие человечества.
3 марта 2009 года состоялось совещание у специального представителя Президента России по вопросам Арктики и Антарктики депутата Государственной Думы Артура Чилингарова с участием сторонников Заявки 2001 года (И.Глумова, В.Казьмина, А.Колодкина и Р.Колодкина) и сторонников отзыва Заявки и замены ее новым содержанием (А.Вылегжанина, Г.Мелкова, С.Гуреева, И.Буника).
Сторонники Заявки 2001 года продолжали защищать «честь мундира», настаивая на сохранении ее положений и продолжении переговоров с арктическими государствами на ее основе. Противники Заявки приводили новые аргументы, в том числе положения Илулиссатской декларации, настаивая на отзыве Заявки и замене ее новой позицией, отвечающей национальным интересам России.
А.Чилингаров высказал свое чрезвычайное удивление такими кардинальными расхождениями во взглядах участников совещания и решил: дискуссии будут продолжены с участием депутатов профильных комитетов Государственной Думы и ученых РАН России.
Такие ненадежные основы
Казалось бы, в Илулиссате сама идея Министерства природных ресурсов и МИД России о создании в центре Арктики Международного района морского дна была окончательно похоронена.
Однако совершенно неожиданно для всего мира 18 сентября 2008 года были утверждены Президентом России и 30 марта 2009 года опубликованы в прессе «Основы государственной политики России в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».
Подробный анализ содержания Основ вызывает очень много серьезных вопросов к их авторам. Кто именно из чиновников готовил этот документ? С кем из высококвалифицированных специалистов в области международного морского права он предварительно обсуждался? И главное — почему узловые положения Основ противоречат не только Илулиссатской декларации, но и Конституции России и четырем федеральным законам России?
Укажу на главные ошибки Основ.
Первая. В Основах указано: «Арктика — северная область Земли, включающая глубоководный Арктический бассейн, мелководные окраинные моря с островами и прилегающими частями материковой суши…» с перечислением арктических субъектов России. Подобное определение четко ассоциируется с юридическим содержанием терминов «район» (согласно Конвенции 1982 года он означает дно морей и океанов и их недра за пределами действия национальной юрисдикции) и «общее наследие человечества» (согласно той же Конвенции, «район и его ресурсы являются общим наследием человечества»). Это отвечает стремлению США и наших отечественных «западников» интернационализировать центральную часть Арктики с передачей ее под юрисдикцию Международного органа!
Вторая. В Основах указано, что «основными национальными интересами Российской Федерации являются…сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества». Однако смею утверждать, что превращение Арктики в «зону мира и сотрудничества» явно противоречит национальным интересам России, особенно в области обороны! Понятие «зона мира» и ее юридическое содержание включают в том числе меры по ограничению гонки вооружений и разоружению. Однако все идеи о создании зоны мира, например, в Индийском океане и Средиземном море постепенно ушли в небытие из-за активного противодействия США, а затем и Индии, Пакистана и Израиля, создавших свое собственное ядерное оружие. Не будем забывать, что США, Канада, Норвегия и Дания — члены НАТО, для которых Россия вовсе не является равноправным партнером. О какой зоне мира в Арктике может говорить Россия с членами НАТО в отрыве от решения целого комплекса важнейших вопросов международной безопасности? Может ли Россия выступать за демилитаризацию своей собственной государственной территории в Арктике, за ликвидацию в ней своих военных баз, присутствия подводных ракетоносцев или стратегической бомбардировочной авиации?
Конечно, нет! Но ведь это как раз и является военно-политическим ядром юридического содержания понятия «зона мира».
Третья. В пункте 7 Основ записано: «Стратегическими приоритетами государственной политики Российской Федерации в Арктике являются: а) осуществление активного взаимодействия Российской Федерации с приарктическими государствами для решения вопросов международно-правового обоснования внешней границы Арктической зоны Российской Федерации». Но что собираются обосновывать авторы Основ?
Государственную границу России в Арктических морях? Она уже давно определена в федеральных законах «О Государственной границе Российской Федерации» 1993 года и «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 1998 года и совпадает с внешней границей 12-мильного территориального моря России. Внешнюю границу 200мильной исключительной экономической зоны России? Она определена в Конвенции ООН 1982 года, в Федеральном законе «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» 1998 года. Внешнюю границу континентального шельфа России? Она уже определена в статье 76 Конвенции 1982 года и в Федеральном законе «О континентальном шельфе Российской Федерации» 1995 года.
Уместно спросить авторов Основ: а зачем им вообще понадобилось новое международно-правовое обоснование внешней границы Арктической зоны Российской Федерации, если она уже установлена еще 83 года назад и официально до сих пор не отменена? При этом, например, Канада всегда утверждала и подтверждала законодательными актами свой полярный сектор.
Четвертая. Кому и зачем понадобилось выпячивать в Основах создание и размещение специальных войск в Арктике с усилением там роли ФСБ России и ее Пограничных войск? Деятельность ФСБ на всей территории России, а тем более в Арктике, никогда не нуждалась в специальной рекламе. Ее органы успешно работают на основании уже действующих документов.
Это лишний раз говорит о том, что Основы готовились второпях и писались дилетантами, несведущими в тонкостях международного морского права, в оборонных вопросах России и в деятельности ФСБ России. Об этом недвусмысленно свидетельствуют и последующие вынужденные оправдания посла по особым поручениям МИДа России А.Васильева: мол, то, что говорится в прессе о возможности милитаризации Арктики и превращении региона в театр военных действий, является преувеличением. По сути, посол А.Васильев очень осторожно и дипломатично «дезавуировал» целую часть Основ, уже утвержденных Президентом России!
Выходит, целая цепочка высокопоставленных чиновников-авторов Основ безответственно «подставила» Президента России, Премьер-министра, Министра иностранных дел, Секретаря Совета Безопасности?
Общий вывод таков: Основы противоречат национальным интересам России, они должны быть отозваны Президентом России с соответствующими оргвыводами в отношении их авторов. Что касается континентального шельфа в Арктике, то Россия ничего не должна отдавать кому бы то ни было в ущерб своей национальной и экономической безопасности.
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментария 403
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
В 2001 году Правительство официально готово было передать в состав Международного района морского дна часть российского континентального шельфа, лежащего в пределах полярного сектора СССР.
Сдача позиций
Континентальный шельф — это морское дно и его недра, расположенные за внешней границей территориального моря любого прибрежного государства до внешней границы подводной окраины материка.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, участником которой является Россия, установила возможные внешние границы континентального шельфа в зависимости от строения этой подводной окраины: 200 морских миль, но не далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 миль от изобаты (линии равных глубин) 2500 метров. Карты и информацию о внешней границе континентального шельфа каждое прибрежное государство сдает Генеральному секретарю ООН.
Континентальный шельф не является территорией государства, однако Конвенция 1982 года предоставила прибрежным государствам суверенные права на разведку и разработку его ресурсов, которые включают минеральные и другие неживые богатства морского дна и его недр (нефть, газ и другие полезные ископаемые), а также живые организмы «сидячих видов» (крабы, устрицы, моллюски, водоросли и др.).
В конце XX века стало известно, что Арктический континентальный шельф сказочно богат нефтью и газом. Это вызвало повышенный интерес к шельфу не только у арктических государств (России, США, Норвегии, Канады, Дании), но и у Финляндии, Швеции, Японии, Китая и большинства развивающихся стран, которые ждут «отчислений» в их пользу от разработки нефти и газа Международного района морского дна Арктики (за внешней границей континентального шельфа арктических государств).
18 декабря 2001 года МИД России, выполняя постановление Правительства России от 16 июня 1997 года № 717 и распоряжение Правительства России от 24 марта 2000 года № 441-р, опередив на 8–10 лет все другие арктические государства и проявив ничем не объяснимую торопливость, направил Генеральному секретарю ООН заявку по установлению внешней границы континентального шельфа России (далее — Заявка). Заявка была разработана Министерством природных ресурсов с использованием почему-то только одного расстояния в 200 морских миль и согласована только с Минобороны и ФСБ России.
Этим шагом Правительство Виктора Черномырдина полностью исключило столь важный вопрос из процесса всестороннего обсуждения, что привело к абсолютно необоснованному нарушению национальных интересов России в Арктике, Охотском, Беринговом, Баренцевом и других морях России. Главное — в 2001 году Правительство официально готово было передать в состав Международного района морского дна часть российского континентального шельфа, лежащего в пределах полярного сектора СССР (ныне России).
Сектор этот был обозначен еще постановлением ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года, и против него никогда не возражало ни одно государство мира, включая США. Это постановление действует и сегодня. Односторонняя передача континентального шельфа России Международному органу по морскому дну не обсуждалась с другими арктическими государствами, что вызвало их резко негативную реакцию.
Примечательно, что эта царская уступка не была принята «международным сообществом».
28 марта 2002 года на заседании Комиссии ООН по внешней границе континентального шельфа заместитель министра природных ресурсов И.Глумов озвучил основные положения Заявки России. Однако Комиссия ООН под давлением США, не участвующих в Конвенции 1982 года, отклонила эту Заявку, считая, что Россия не представила убедительных доказательств континентальной природы и принадлежности к естественным компонентам материковой окраины поднятий Менделеева и Ломоносова.
Сражения вокруг заявки
За последние полтора года произошли весьма важные события, касающиеся Северного Ледовитого океана и его дна.
27–29 мая 2008 года в Илулиссате (Гренландия) состоялась Конференция на уровне министров иностранных дел пяти арктических государств (России, США, Дании, Канады и Норвегии), на которой на политическом уровне была обсуждена и принята Декларация по вопросам Северного Ледовитого океана. Стороны сошлись в том, что не видят необходимости «в разработке нового всеобъемлющего международно-правового режима для управления Северным Ледовитым океаном». От лица России Декларацию подписал глава МИДа Сергей Лавров.
Судя по Декларации, пять прибрежных арктических государств готовы разграничить континентальный шельф Северного Ледовитого океана (а по сути — все его дно) между собой. Но, очевидно, это будет происходить без выделения в центре океана какой-либо части Международного района морского дна. Таким образом, Илулиссатская декларация фактически полностью обесценила необдуманную Заявку России от 2001 года о превращении ресурсов центра Северного Ледовитого океана в общее наследие человечества.
3 марта 2009 года состоялось совещание у специального представителя Президента России по вопросам Арктики и Антарктики депутата Государственной Думы Артура Чилингарова с участием сторонников Заявки 2001 года (И.Глумова, В.Казьмина, А.Колодкина и Р.Колодкина) и сторонников отзыва Заявки и замены ее новым содержанием (А.Вылегжанина, Г.Мелкова, С.Гуреева, И.Буника).
Сторонники Заявки 2001 года продолжали защищать «честь мундира», настаивая на сохранении ее положений и продолжении переговоров с арктическими государствами на ее основе. Противники Заявки приводили новые аргументы, в том числе положения Илулиссатской декларации, настаивая на отзыве Заявки и замене ее новой позицией, отвечающей национальным интересам России.
А.Чилингаров высказал свое чрезвычайное удивление такими кардинальными расхождениями во взглядах участников совещания и решил: дискуссии будут продолжены с участием депутатов профильных комитетов Государственной Думы и ученых РАН России.
Такие ненадежные основы
Казалось бы, в Илулиссате сама идея Министерства природных ресурсов и МИД России о создании в центре Арктики Международного района морского дна была окончательно похоронена.
Однако совершенно неожиданно для всего мира 18 сентября 2008 года были утверждены Президентом России и 30 марта 2009 года опубликованы в прессе «Основы государственной политики России в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».
Подробный анализ содержания Основ вызывает очень много серьезных вопросов к их авторам. Кто именно из чиновников готовил этот документ? С кем из высококвалифицированных специалистов в области международного морского права он предварительно обсуждался? И главное — почему узловые положения Основ противоречат не только Илулиссатской декларации, но и Конституции России и четырем федеральным законам России?
Укажу на главные ошибки Основ.
Первая. В Основах указано: «Арктика — северная область Земли, включающая глубоководный Арктический бассейн, мелководные окраинные моря с островами и прилегающими частями материковой суши…» с перечислением арктических субъектов России. Подобное определение четко ассоциируется с юридическим содержанием терминов «район» (согласно Конвенции 1982 года он означает дно морей и океанов и их недра за пределами действия национальной юрисдикции) и «общее наследие человечества» (согласно той же Конвенции, «район и его ресурсы являются общим наследием человечества»). Это отвечает стремлению США и наших отечественных «западников» интернационализировать центральную часть Арктики с передачей ее под юрисдикцию Международного органа!
Вторая. В Основах указано, что «основными национальными интересами Российской Федерации являются…сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества». Однако смею утверждать, что превращение Арктики в «зону мира и сотрудничества» явно противоречит национальным интересам России, особенно в области обороны! Понятие «зона мира» и ее юридическое содержание включают в том числе меры по ограничению гонки вооружений и разоружению. Однако все идеи о создании зоны мира, например, в Индийском океане и Средиземном море постепенно ушли в небытие из-за активного противодействия США, а затем и Индии, Пакистана и Израиля, создавших свое собственное ядерное оружие. Не будем забывать, что США, Канада, Норвегия и Дания — члены НАТО, для которых Россия вовсе не является равноправным партнером. О какой зоне мира в Арктике может говорить Россия с членами НАТО в отрыве от решения целого комплекса важнейших вопросов международной безопасности? Может ли Россия выступать за демилитаризацию своей собственной государственной территории в Арктике, за ликвидацию в ней своих военных баз, присутствия подводных ракетоносцев или стратегической бомбардировочной авиации?
Конечно, нет! Но ведь это как раз и является военно-политическим ядром юридического содержания понятия «зона мира».
Третья. В пункте 7 Основ записано: «Стратегическими приоритетами государственной политики Российской Федерации в Арктике являются: а) осуществление активного взаимодействия Российской Федерации с приарктическими государствами для решения вопросов международно-правового обоснования внешней границы Арктической зоны Российской Федерации». Но что собираются обосновывать авторы Основ?
Государственную границу России в Арктических морях? Она уже давно определена в федеральных законах «О Государственной границе Российской Федерации» 1993 года и «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 1998 года и совпадает с внешней границей 12-мильного территориального моря России. Внешнюю границу 200мильной исключительной экономической зоны России? Она определена в Конвенции ООН 1982 года, в Федеральном законе «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» 1998 года. Внешнюю границу континентального шельфа России? Она уже определена в статье 76 Конвенции 1982 года и в Федеральном законе «О континентальном шельфе Российской Федерации» 1995 года.
Уместно спросить авторов Основ: а зачем им вообще понадобилось новое международно-правовое обоснование внешней границы Арктической зоны Российской Федерации, если она уже установлена еще 83 года назад и официально до сих пор не отменена? При этом, например, Канада всегда утверждала и подтверждала законодательными актами свой полярный сектор.
Четвертая. Кому и зачем понадобилось выпячивать в Основах создание и размещение специальных войск в Арктике с усилением там роли ФСБ России и ее Пограничных войск? Деятельность ФСБ на всей территории России, а тем более в Арктике, никогда не нуждалась в специальной рекламе. Ее органы успешно работают на основании уже действующих документов.
Это лишний раз говорит о том, что Основы готовились второпях и писались дилетантами, несведущими в тонкостях международного морского права, в оборонных вопросах России и в деятельности ФСБ России. Об этом недвусмысленно свидетельствуют и последующие вынужденные оправдания посла по особым поручениям МИДа России А.Васильева: мол, то, что говорится в прессе о возможности милитаризации Арктики и превращении региона в театр военных действий, является преувеличением. По сути, посол А.Васильев очень осторожно и дипломатично «дезавуировал» целую часть Основ, уже утвержденных Президентом России!
Выходит, целая цепочка высокопоставленных чиновников-авторов Основ безответственно «подставила» Президента России, Премьер-министра, Министра иностранных дел, Секретаря Совета Безопасности?
Общий вывод таков: Основы противоречат национальным интересам России, они должны быть отозваны Президентом России с соответствующими оргвыводами в отношении их авторов. Что касается континентального шельфа в Арктике, то Россия ничего не должна отдавать кому бы то ни было в ущерб своей национальной и экономической безопасности.
Геннадий МЕЛКОВ, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, член Научноэкспертного совета Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации