«Ледники обезглавлены», — драматизирует гляциолог Кан Шичан из Института исследований Тибетского нагорья (КНР).
Ледники Тибетского нагорья — третьего в мире «ледохранилища» после Антарктики и Гренландии — теряют массу, как ни странно, даже на самых больших высотах. (Фото NASA Earth Observatory.)
Его группа рассматривает знаки, которые оставлены во льду экологическими инцидентами, изменившими химический состав атмосферы. «Когда пузырьки воздуха оказываются в ледяной ловушке, вместе с ними туда попадают и характерные для того времени химические соединения», — поясняет г-н Кан.
В числе таких инцидентов — ядерные испытания, которые особенно часто осуществлялись в 1952–1963 годах и сопровождались выбросом радиоактивных соединений, по большей части трития. «Они оставили уникальный автограф в ледниках всего мира», — отмечает исследователь.
Изучение кернов, добытых в двух тибетских ледниках на высоте около 6 000 м, повергло г-на Кана в уныние. Керн из ледника Ланун, расположенного в южной части Тибета, не показал ни пика трития, связанного с ядерными испытаниями, ни следов радиоактивных соединений после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Это говорит о том, что слои льда, образовавшиеся позднее 1950 года, безвозвратно растаяли или сублимировались.
У другого ледяного керна, из ледника Гоцюй, что в центральном Тибете, обнаружились химические следы испытаний ядерного оружия и извержения вулкана Галунггунг в Индонезии в 1982 году, а чернобыльский сигнал отсутствовал. Более того, содержание ртути в образце, отражавшее мировые и региональные тенденции выбросов, внезапно сходит на нет в 1980-х. «Ледник теряет лёд уже три десятилетия», — подытоживает г-н Кан.
«Странно, что ледники тают так высоко в горах», — комментирует палеоклиматолог Ахим Бройнинг из Университета Эрлангена — Нюрнберга (ФРГ). Его удивление понятно: на большой высоте обычно круглый год держится низкая температура.
«Мы привыкли думать, что ледники на таких высотах находятся в безопасности, но это исследование говорит об обратном явлении — по крайней мере в некоторых местах, — добавляет учёный. — И мы не знаем, насколько широко распространён этот феномен».
Ледяные керны из таких мест чрезвычайно редки. Известен лишь ещё один тибетский ледник, теряющий лёд на большой высоте, — Наймона-Нии на юго-западе нагорья. Тем не менее новые данные всё равно поднимают вопросы о судьбе водных ресурсов региона, особенно в связи с тем, что три этих ледника расположены в разных климатических зонах, подчёркивает г-н Кан. Тибетский лёд служит своеобразным водохранилищем, снабжающим многие области Китая и Южной Азии, где живут сотни миллионов человек.
«Это явление не обязательно уникально для Тибетского нагорья, — говорит г-н Кан. — Единственный способ получить полную картину происходящего заключается в добыче новых ледяных кернов с горных вершин всего мира».
Результаты исследования были представлены в Тюбингене (ФРГ) на 28-м семинаре по Гималаям, Каракоруму и Тибету и 6-м Международном симпозиуме по Тибетскому нагорью.
Подготовлено по материалам Nature News.