Рост загрязнения воздуха в результате промышленной революции выглядит хорошим решением старой гляциологической загадки. Сажа из труб быстро распространявшихся по Европе фабрик и паровозов — вот что заставило отступать альпийские ледники задолго до начала антропогенного глобального потепления.
Горный массив Монте-Роза (фото imagebroker / Alamy.)

4 тыс. больших и маленьких альпийских ледников, которые сегодня находятся под угрозой исчезновения из-за растущей температуры воздуха, чувствовали себя прекрасно на протяжении относительно прохладного пятивекового периода, стартовавшего в конце XIII столетия и названного малым ледниковым. Максимальной протяжённости и толщины льда они достигли к середине XIX века и по меньшей мере вдвое превышали свои нынешние размеры.

Затем ледники внезапно принялись отступать. Учёные предположили, что в остальных уголках земного шара происходило то же самое (в действительности документально подтверждено только таяние ледников в Альпах), и договорились считать, что малый ледниковый период завершился вскоре после 1850 года.

Тем не менее, несмотря на сокращение ледников, среднемировая температура начала заметно расти лишь к концу века. Более того, альпийские климатические сводки (одни из самых подробных и точных в мире) говорят о том, что ледники должны были расти ещё более полувека, то есть примерно до 1910 года.

«Ледники терзало что-то не зафиксированное метеорологами, — говорит соавтор нового исследования Георг Казер из Инсбрукского университета (Австрия). — Некоторым кажется, что причина в резком снижении зимних осадков, но всё это время снегопады оставались на прежнем уровне».

Два года назад на гляциологическом семинаре в Папской академии наук (Ватикан) г-н Казер обсудил эту тайну с Томасом Пейнтером из Лаборатории реактивного движения НАСА, который занимался изучением влияния атмосферных частиц (аэрозолей) на климат. Могла ли сажа, образовавшаяся при сжигании органического топлива, стать той самой неуловимой причиной несвоевременного таяния альпийских ледников? Новые друзья немедленно приступили к исследованию.

Чем темнее поверхность, тем больше тепла она поглощает. Если на снег и лёд осядет определённое количество сажи, таяние ускорится. Исторические документы говорят о том, что к середине позапрошлого столетия воздух некоторых альпийских долин стал очень грязным. «Домохозяйки Инсбрука перестали сушить бельё на улице», — подчёркивает г-н Казер.

По-видимому, учёные, отвергавшие мысль о том, что сажи было достаточно для начала таяния ледников, ошибались. Группа г-на Казера изучила ледяные керны, добытые в двух местах на западе Альп: в седловине ледника Колле-Гнифетти (4 455 м над уровнем моря), что в горном массиве Монте-Роза близ швейцарско-итальянской границы, и на леднике Фишерхорн (3 900 м) в Бернских Альпах. Выяснилось, что около 1860 года в слоях льда появляется поразительно много сажи.

Исследователи рассчитали энергетическое воздействие сажи на ледники и преобразовали его в температурный эквивалент. В упрощённой компьютерной модели массового баланса повысили реально наблюдавшуюся температуру воздуха на полученные градусы, и сажа прекрасно объяснила альпийское отступление!

«С моделированием, конечно, следует ещё поработать, но даже в таком виде гипотеза элегантна и убедительна, — комментирует гляциолог Андреас Фили из Цюрихского университета (Швейцария). — Похоже, в Центральной Европе сажа преждевременно прекратила малый ледниковый период».

Лишь около 1970 года, когда качество воздуха стало улучшаться, потепление ускорилось и превратилось в главный фактор отступления альпийских ледников, считает г-н Казер. Если ледники продолжат таять со скоростью, отмеченной в последние 30 лет, есть опасность, что почти все они исчезнут к концу века.

Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Подготовлено по материалам Nature News.