Атомный ледокол "Ямал", который направляется к Северному полюсу, взял курс к месту высадки полярной экспедиции "СП-37". Там на одной из льдин вскоре будет развернут научный лагерь. Прежнюю станцию – "СП-36" ледокол на днях взял на борт с дрейфующей льдины.
Они скучали по теплу. Год проплавав на льдине, перенеся морозы, полярникам и атомный ледокол кажется круизным лайнером.
- Ой, давай-давай! – требуют полярники добавить жара в парной.
Где есть и такие невиданные на станции вещи, как стиральная машина, а не тазик с растопленным снегом.
"На человека – три тазика. Мы сами топим воду. Это трудный физически вид труда", - рассказывает о трудностях быта на ледовой станции врач "СП-36" Виктор Чубаков.
Если вместо рук стирает автомат – есть и время. Например, проверить, насколько в теле еще здоровый дух? В спортзале, где кроме традиционных тренажеров в наличии и зрелищные мини-турниры. Под лозунгами: камбуз отыгрывается у реакторного отсека или радиорубка дает отпор машинному отделению.
Если дальнее плавание – это еще не значит, что нужно питаться одними консервами. Кофе молотый, компот, пряники. Все это можно купить, по вполне земным ценам.
Проверенная формула трюмного магазина: чем плавание во льдах дольше, тем и очередь из полярников длиннее. Особенно мучает ностальгия по лакомствам. Хотя и лишние калории не помешают. В закромах – 30 тонн продовольствия. С запасом на всякий пожарный.
"Самый большой цех у нас горячий, где происходит жарка, парка и приготовление всех блюд", - отмечает Андрей Лупашку, шеф-повар ледокола "Ямал".
А здесь пекут хлеб. - Что самое главное в выпечке? - Душа!
Кстати, кухня на "Ямале" больше, чем на ледокольных собратьях. Потому что иногда у плиты встают сразу два кока. Один готовит для команды, другой - для туристов, заплативших круглую сумму за плавание на Северный полюс, белых медведей в объективе фотоаппарата, удобные каюты и телевидение.
"Техника не стоит на месте. Прогресс движется. Есть спутниковые каналы связи. Есть возможность передачи факса, электронной почты", - рассказывает о коммуникационных возможностях ледокола "Ямал" помощник капитана по радиоэлектронике Андрей Козулин.
Год дрейфа приучил экспедицию к плавности хода. С непривычки на ледоколе может и укачать. Поэтому на капитанском мостике стараются лишний раз не штурмовать льды, идя в обход.
"Мы можем развернуть ледокол практически мгновенно. С помощью ручек. Представляете себе трактор? Если вы в раздрай ручки зафиксируете, он на одном месте развернется. На ледоколе – то же самое", - делится секретами управления 75-тысячами "ледокольных лошадей" третий помощник капитана "Ямала" Олег Дронин.
В итоге, вот так выглядят первые часы после полярной экспедиции. И только потом настанет время научных отчетов, подведения итогов и грусти от расставания с коллегами и друзьями.
Чувство, которое тоже предстоит пережить Дине и Дику. Примерно через пять дней они останутся на новой станции "СП-37", смотря, как на ледоколе уплывают старые хозяева, забирая с собой малышей Вьюгу и Тороса. Источник: www.vesti.ru.
Рейтинг публикации:
|