Поход экспедиции "Северный полюс -37" - это сразу и научная, и спасательная операция. Накануне из Мурманска вышел атомоход Ямал, который должен забрать полярников с дрейфующей станции СП-36 - льдина дала трещину. И высадить на верхушке планеты новую исследовательскую группу.
У него прочные палубы. Такая особенность ледокола "Ямал" больше всего нравится полярникам. Экспедиция везет на Северный полюс 150 тонн груза. Трюмы полны под завязку: еда, Сложное оборудование. Много топлива. Без него на верхушке планеты никуда. Но до команды "отдать концы" и прощания Славянки дошло не сразу после погрузки. Бюрократия выпустила из порта на два дня позже плана.
У большого корабля и дело монументальное. Три-четыре дня пути – строго на север, в поисках льдины с полярниками. За пять дней - демонтаж станции СП-36. Потом, через неделю, - высадка новой экспедиции – СП-37.
"Вот Гренландия, сюда пойдем – будем снимать СП-36. Дальше двинемся на восток ,скорее всего, через Северный Полюс. Там высадим СП-37" , - сообщает 3 помощник капитана ледокола "Ямал" Олег Дронин.
Это на карте. А на деле научный поход рискует превратиться в спасательную операцию. Полярную станцию могут сковать льды. Ее течением несет к суровым берегам Гренландии. Поэтому даже день задержки играет огромную роль.
"Три дня могли быть критическими. То есть нам повезло, что та ситуация, которая складывается, не привела к тяжелым последствиям. Есть опасность, что льдина будет разрушена. Главное - безопасность людей, которые там работают", - говорит начальник экспедиции Владимир Соколов.
Чтобы полярникам на льдине не пришлось долго ждать – он идет на всех своих атомных парах. Скорость 19 узлов, то есть приблизительно 35 километров в час.
"Поскольку скорость большая – мощности сейчас у нас в районе 50%. Тепловые мощности в районе по 50% на каждый реактор. Мощность увеличивается", - рассказывает Виктор Никитенко, старший механик ледокола "Ямал".
При таком напоре первый лед команда должна увидеть уже через три дня. О том, как продвигается экспедиция, знают и на льдине. Со станцией есть связь. Отплавав год, проведя десятки исследований, например, по изменению климата, полярники, конечно, сильно хотят домой. Чтобы потом, скорее всего, опять вернуться. Чувство ностальгии хорошо знакомо и морякам.
"Проходит два три месяца – и уже чувствую ностальгию. Когда здесь находишься - ругаешь себя. Когда на берегу - тянет обратно", - говорит старший помощник капитана ледокола Олег Крудышев.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Атомный ледокол "Ямал" сегодня, 26 августа, подошел на расстояние в несколько миль к российской дрейфующей станции "Северный полюс-36" (СП-36) в Северном Ледовитом океане, чтобы эвакуировать полярников и завершить работу экспедиции. Как сообщили ИА REGNUM Новости в пресс-службе Арктического и Антарктического НИИ Росгидромета (ААНИИ), из-за сильного тумана ледокол не смог подойти к кромке льдины. "Операция по снятию дрейфующей станции "Северный полюс-36" продолжится с улучшением метеоусловий, которое ожидается к концу суток", - рассказали в НИИ.
В институте также сообщили, что накануне, 25 августа, на 21:00 по московскому времени координаты местонахождения а/л "Ямал" составили 85 градусов 34 минуты северной широты, 11 градусов 00 минут западной долготы, судно следовало в Арктическом бассейне. За сутки было пройдено 204 мили. На подходе к станции был выполнен полет на нее для согласования действий по снятию СП-36, произведена ледовая разведка по маршруту движения судна. Вертолетом на льдину было доставлено 10 членов экспедиции для помощи в подготовке грузов и оборудования станции к погрузке на ледокол.
"Ледовое поле станции в хорошем состоянии, размеры льдины близки к размерам в период организации СП-36. Коллектив станции ведет активную работу по сворачиванию жилых и лабораторных комплексов", - отметили в ААНИИ.
Напомним, 3 сентября 2008 года в координатах 82 градуса 35 минут северной широты и 172 градуса 07 минут восточной долготы было начато развертывание дрейфующей станции "Северный полюс-36". Это район Северного Ледовитого океана между островом Врангеля и Северным полюсом, названный Котловиной Подводников, которая расположена между подводными хребтами Ломоносова и Менделеева. Работа СП-36 ориентирована на развитие отечественных исследований и научных технологий в высоких широтах Арктики, в целях совершенствования системы гидрометеорологического обеспечения морской и других видов хозяйственной деятельности, а также с целью получения оценок текущего состояния арктической окружающей среды для разработки сценариев её изменений. Численность персонала станции на первом этапе составляла 18 человек.