Фрэнк Джейкобс
Фото: EPA
Города-кандидаты на гибель от воды в долгосрочной перспективе
Море всегда притягивало людей. Примерно 44% населения земного шара живут вблизи морского побережья, и их число будет только расти. Почему? Тут на ум сразу приходят преимущества, которые близость к морю дает для развития торговли, и возможность всегда иметь на столе все эти чудесные морепродукты. Однако есть, наверное, и другая причина - тот глубоко заложенный инстинкт, которым моряк Ишмаэль объясняет свое пристрастие к морю уже на первых страницах романа «Моби Дик»: «Люди этого не осознают, но почти все мужчины в той или иной степени, в то или иное время, разделяют те чувства в отношении океана, которые питаю я».
К сожалению, море не отвечает нам такой же нежной привязанностью. Как и число жителей побережья, его уровень постоянно растет. В период между 1950 и 2009 годами темпы его повышения составляли от 0,6 до 1 мм в год. Взятые вместе, эти две тенденции предвещают всемирную катастрофу, хотя процесс будет крайне медленным и постепенным. Какая беда, если океан поглотит лежащий низко относительно его уровня атолл в том или ином регионе? Кого интересует крошечная тихоокеанская страна, которая может полностью оказаться под водой через несколько десятилетий? Если процесс будет происходить так медленно, что жителям удастся сесть в лодки и убраться в безопасное место, этого вообще никто не заметит. Поэтому если вы живете на острове, низко лежащем относительно уровня моря, вам, вероятно, понадобится эффектная кампания в средствах массовой информации, чтобы мир обратил на вас внимание.
Более того, стоит к уровню мирового океана, неуклонно ползущему вверх, добавить экстремальные погодные условия, вызывающие штормовую волну, и мы получаем ураган «Сэнди». Нью-Йорк внезапно становится таким, каким его рисуют во всех этих фильмах-катастрофах, повествующих о конце света, которые нам так нравится смотреть, потому что происходящие в них события имеют место в весьма отдаленном будущем. Кинематографические изыски режиссера Роланда Эммериха (Roland Emmerich) имеют сегодня оттенок некоего запретного и порочного удовольствия. Однако это не всегда будет так.
Нью-Йорк, конечно, выживет и вернется к обычной жизни, а о последствиях урагана «Сэнди» мы со временем забудем. Между тем, теперь жители Нью-Йорка не имеют права сетовать на то, что мать-природа их не предупреждала. Для обитателей Нового Орлеана похожий тревожный звонок, причем гораздо более ужасный, прозвучал в 2005 году, когда на город налетел ураган «Катрина». В обоих случаях природные катаклизмы стали предвестниками будущей гибели населенных пунктов. Как говорится, ничто не вечно под Луной. Города, подобно народам и странам, тоже в конечном итоге исчезают с лица земли. Наиболее вероятный сценарий гибели Нью-Йорка и Нового Орлеана заключается в том, что их поглотит море, то самое море, которое раньше давало им средства к существованию. Уровень воды продолжит медленно, но верно подниматься, причем незаметно для глаза, а Посейдон будет время от времени насылать на нас штормы и бури, чтобы разрушить защитные барьеры, воздвигнутые людьми - и города падут.
Не нужно воспринимать греческого бога морей этаким чудовищем, вроде Усамы бен Ладена, желающим свести счеты именно с Соединенными Штатами. Список мегаполисов, для которых повышение уровня моря, наводнения и бури представляют серьезную опасность, выглядит достаточно длинным и включает не только американские населенные пункты. Вот некоторые из городов, находящихся под угрозой затопления, наиболее вероятные кандидаты на гибель от воды в долгосрочной перспективе:
Мумбаи, Индия: 2,8 млн. жителей находятся в опасной зоне. Шанхай, Китай: 2,4 млн. жителей. Майами, США: 2 млн. жителей. Александрия, Египет:1,3 млн. жителей. Токио, Япония 1,1 млн. жителей. Бангкок, Таиланд: 900 тыс. жителей. Дакка, Бангладеш: 850 тыс. жителей .Абиджан, Берег Слоновой Кости: 520 тыс. жителей. Джакарта, Индонезия: 500 тыс. жителей. Лагос, Нигерия: 360 тыс. жителей.
Между тем, здесь не фигурируют еще несколько городов, заслуживающих внимания. Лондон, например, не включен в этот список, вероятно, по причине наличия так называемого «Барьера Темзы», ультрасовременной системы плотин и шлюзов, которая является вторым по величине подобным гидротехническим сооружением после дамбы на Восточной Шельде в Голландии. Однако она, скорее всего, утратит свои защитные функции к 2050 году из-за повышения уровня мирового океана. В начале года художник Майкл Пински (Michael Pinsky) создал инсталляции, представляющие собой напоминание о будущей угрозе. В рамках своего проекта, получившего название «Plunge» (погружение), он поместил на трех самых известных памятниках Лондона светодиодные обручи, горящие голубым неоновым светом, причем на том уровне, которого достигнет мировой океан в 3011 году - т.е. на высоте 90 футов (27,45 м) над землей.
Еще одним городом, отсутствующим в списке, которому, тем не менее, угрожает затопление, является Санкт-Петербург. Бывшая столица России была построена на болотистых землях в месте, где Нева впадает в Балтийское море. Уязвимость этого района для наводнений настолько велика, что она вдохновила великого русского поэта Александра Пушкина на написание его знаменитой поэмы «Медный всадник». В ней рассказывается об убитом горем юноше, потерявшим свою любимую во время наводнения, и боль от этой утраты заставляет его бросить обидные слова в адрес основателя города Петра Великого, чья конная статуя возвышается на берегу Невы. В результате памятник оживает и преследует бедного юношу всю ночь. Для защиты от частых наводнений - а их было более 300 со времени основания российского «окна в Европу» в 1703 году - город сегодня окружен дамбой, которая одновременно выполняет функцию кольцевой автодороги.
Дамбы являются крайне дорогостоящим, но, наверное, единственным решением, позволяющим человеку одержать победу над морем, пусть и временную. Однако, если Манхэттен всегда найдет средства на строительство подобных сооружений, у других находящихся в опасности городов не хватает на это капитала, так что им приходится полагаться на обходные пути решения проблемы. По данным, полученным в результате реализации Программы по исследованию глобальных изменений климата, жителям таких прибрежных городов остается либо поднимать отдельные участки земной поверхности, либо отступать вглубь материка.
В Нидерландах, стране, которая является пионером в области строительства дорогостоящих гидротехнических сооружений, общественность, тем не менее, время от времени начинает дебаты, посвященные судьбе низко лежащих болотистых земель. Кое-кто предлагает вернуть морю эти участки, отвоеванные у природы с таким трудом и превращенные в сельскохозяйственные угодья. Дело в том, что стоимость сохранения статус-кво повышается с каждым днем.
Между тем, нигде угроза со стороны мирового океана не ощущается так остро, как в Венеции. Этот город был построен в 6 веке на островах Адриатического моря в качестве убежища, позволяющего укрыться от набегов остготов и других варварских племен. Венеция, чьи улицы представляют собой каналы, уходит под воду со скоростью 1,5 дюйма (3,8 см) в столетие. Однако постоянное повышение уровня мирового океана и мягкость основания, на котором стоят здания, должны в конечном итоге привести к тому, что темпы затопления вырастут в пять раз.
Проект MOSE, намеченный к реализации в 2014 году, предусматривает строительство системы дамб по примеру британцев, голландцев и русских. Будучи завершенным, он позволит надежно закрыть лагуну, где находится Венеция, от высоких приливов. Однако данный проект выглядит спорным (не говоря уж о том, что он крайне дорогой, ведь его стоимость составляет 4,7 млрд. евро), и критики продолжают выдвигать альтернативные варианты. Одно из таких предложений заключается в том, чтобы закачать морскую воду в подземные слои, состоящие из песка и глины, и прекратить тем самым оседание грунта.
Пока ее не спасут или она не уйдет под воду, Венеция будет являться символом тонущего города. Вместе с тем, ее образ, возможно, отчасти утратит свой романтический флер после того, как жители других прибрежных городов напрямую столкнутся с угрозой затопления, вызванной очередным ураганом «Катрина» или «Сэнди». По мере того как число обитателей побережья растет, уровень мирового океана поднимается, а экстремальные погодные явления происходят все чаще, мы понимаем, что сами потихоньку превращаемся в венецианцев. У правительств и общественности еще есть время для того, чтобы спасти наши населенные пункты от матери-природы. Вспомните, в фольклоре каждого народа есть сказка о затонувшем городе, звон колоколов которого иногда слышен и сегодня во время шторма. Возможно, в скором времени эти колокола будут звонить по нам. Источник: inoforum.ru.
Рейтинг публикации:
|