Спор о том, что явилось причиной массового вымирания крупных животных в среднем и позднем плейстоцене (40–12 тыс. лет назад) — изменение климата или истребление древними охотниками, — в случае Австралии, видимо, можно считать закрытым. Крупные травоядные сумчатые были истреблены вскоре после того, как люди добрались до этого континента, примерно 40 тыс. лет назад. Детальное изучение древних озерных отложений (образовавшихся в период с 130 до 3 тыс. лет назад) на северо-востоке Австралии показало, что крупные животные исчезли очень быстро, причем никаких изменений климата и характера растительности этому не предшествовало. А вот после их вымирания были отмечены значительные изменения растительного покрова и всего ландшафта в целом. Изменения климата, наблюдавшиеся как задолго до исчезновения крупных животных, так и после него, не могли быть причиной их вымирания.
Массовое вымирание так называемой мегафауны — крупных млекопитающих (как плацентарных, так и сумчатых), крупных нелетающих птиц и некоторых рептилий, наблюдавшееся практически повсеместно в среднем и позднем плейстоцене, необычайно интенсивно обсуждается в научной литературе. Хотя гипотез, объясняющих это явление, довольно много (для Северной Америки их предложено аж 13!), основных две.
Первая — изменение климата и вызванное им сокращение площади ландшафтов, пригодных для обитания тех или иных животных (например, тундростепей в случае мамонтов; см.: Мамонты вымерли потому, что им негде стало жить, «Элементы», 05.04.2008). Вторая — прямое истребление животных древними охотниками (во многих случаях вымирание действительно отмечалось именно тогда, когда до данного района добирались расселяющиеся племена Homo sapiens). Есть и компромиссное объяснение: изменение климата привело к резкому сокращению ареалов и численности крупных животных, а человек уже добил их.
Группа австралийских ученых недавно опубликовала в журнале Science результаты исследования, убедительно показавшего, что в Австралии (по крайней мере, в северо-восточной ее части) именно охота древнего человека, а не изменение климата, стала причиной исчезновения ряда крупных травоядных млекопитающих. Выпадение же из экосистемы этих животных привело к существенному изменению не только растительности данного региона, но и всего ландшафта.
Материалом для анализа послужили две колонки (керна) озерно-болотных отложений, взятых в «кратере Линча» в тропической северо-восточной части Австралии. Сейчас этот кратер никак не выражен — судя по фотографиям, это ровная местность, покрытая травянистой растительностью. Но на самом деле там когда-то существовало окруженное лесом озеро, потом превратившееся в болото. Одна колонка (№1) включала отложения, образовавшиеся примерно за 100 тыс. лет (с 130 до 24 тыс. лет назад). Другая (№2), проанализированная более детально, охватила период в 50 тыс. лет (от 54 до 3 тыс. лет назад). Для каждой колонки получена детальная картина послойного распределения пыльцы разных растений (отдельно оценены покрытосеменные и голосеменные), частиц древесного угля (свидетельства пожаров), а также содержания спор грибов рода Sporormiella. Присутствие последних — очень важный показатель, поскольку прорасти и дать плодовые тела эти споры могут, только если попадут в помёт, оставленный крупными травоядными животными (такие вырастающие на экскрементах грибы называют копрофилами). Соответственно, исчезновение грибов Sporormiella — свидетельство исчезновения крупных травоядных млекопитающих (см. об этом подробнее Вымирание мамонтов и мастодонтов в Северной Америке могло быть причиной, но не следствием изменения растительности, «Элементы», 30.11.2009).
Археологические данные из близлежащих районов Австралии указывают на то, что человек появился там 49 тыс. лет назад. Согласно данным глубокого керна (№1), в течение 80 тыс. лет до появления в этих местах людей было два климатических перехода (от очень теплого влажного климата к более сухому и прохладному). Окружающие озеро дождевые тропические леса, состоявшие ранее в основном из покрытосеменных, сменились лесами из хвойных пород. Кроме того, появилась так называемая склерофильная растительность (с жесткими листьями, хорошо переносящая засуху). Между 60 и 50 тыс. лет назад климат стал более влажным. Озеро тем временем превратилось в болото, а окружающий ландшафт представлял собой, видимо, чередующиеся участки леса и открытых пространств, поросших злаками и осоками. Обнаружение в отложениях большого количества спор Sporormiella свидетельствует, что в окрестностях обычными были крупные травоядные животные.
Однако 41 тыс. лет назад условия резко меняются. Споры Sporormiella практически перестают встречаться. По времени это совпадает как раз с исчезновением мегафауны в ископаемых остатках в других местах Австралии. В изученных отложениях резко возрастает количество древесного угля, что свидетельствует о большом количестве пожаров (скорее всего, вызванных уже деятельность человека). Дождевые леса уступают место склерофильной растительности.
Исследователи подчеркивают, что отмеченные резкие изменения в характере растительного покрова происходили на фоне в общем не меняющегося климата.
Решающим фактором было, по-видимому, истребление крупных травоядных животных, которые выедали большое количество веточного корма, а кроме того разрыхляли почву, способствуя интенсивному круговороту элементов минерального питания. В отсутствие крупных животных на земле скапливалось много горючего растительного материала, который легко возгорался уже не только от редких молний, но и от костров первобытных охотников (не исключено, что они использовали и активные палы растительности).
Все эти процессы довольно быстро охватили Австралию и привели к существенному изменению доминирующих ландшафтов. Именно тогда при возрастании засушливости климата дождевые леса во многих местах сменились очень сухими лесами из деревьев с ярко выраженными склерофильными чертами. Современные эвкалиптовые леса — это, по сути, леса уже такого типа.
Таким образом, истребление первобытными охотниками крупных травоядных животных, по мнению авторов обсуждаемой статьи, явилось основной причиной не только вымирания самих этих животных, но и последовавшей за этим радикальной трансформации доминирующих ландшафтов.
Источники: 1) Susan Rule, Barry W. Brook, Simon G. Haberle, Chris S. M. Turney, A. Peter Kershaw, Christopher N. Johnson. The aftermath of Megafaunal extinction: ecosystem transformation in Pleistocene Australia // Science. 2012. V. 335. P. 1483–1486. 2) Matt McGlone. The hunters did it // Science. 2012. V. 335. P. 1452–1453.
См. также: 1) Вероятность вымирания в позднем плейстоцене разных видов млекопитающих зависела от их размера, «Элементы», 07.12.2009. 2) Вымирание мамонтов и мастодонтов в Северной Америке могло быть причиной, но не следствием изменения растительности, «Элементы», 30.11.2009 3) Изменения климата не были причиной массового вымирания австралийских животных, «Элементы», 05.02.2007. 4) Первобытные охотники не были главной причиной вымирания мамонтов, «Элементы», 15.05.2006.
Алексей Гиляров
Источник: elementy.ru.
Рейтинг публикации:
|
Результаты анализа первого (A) и второго (B) кернов (колонок) озерных отложений из «кратера Линча» за 127 тыс. лет. Серым цветом показан участок отложений, где резко уменьшилось содержание спор Sporormiella и впервые появились частички древесного угля. Видимо в это время и произошло истребление охотниками крупных травоядных животных. Шкала времени (тысячи лет) — слева от каждого графика. Глубина залегания — слева от графика B. Разными цветами показано относительное обилие спор и пыльцы (слева направо): покрытосеменных дождевого леса (выделено зеленым); голосеменных дождевого леса (выделено черным); склерофильной растительности (выделено красным); злаков, или мятликовых (выделено желтым); спор Sporormiella (выделено темно-красным); древесного угля (выделено серым). Изображение из обсуждаемой статьи в Science