Если глобальное потепление и существует, с чем сейчас соглашаются большинство ученых, то оно должно сильнее всего проявляться в высоких широтах. Поэтому к состоянию полярных ледников ученые относятся особенно внимательно. Совсем недавно, 25 апреля полярная экспедиция, в которой принимал участие Сергей Писарев, вернулась с ледовой станции «Барнео», где ученые проводили исследования в рамках российского проекта ПАЛЭКС и международного проекта DAMOCLES.
Исчезающий мир?
По словам Сергея Писарева, за последние 15 лет Арктика стала намного теплее. С этим фактом никто не спорит. Средняя зимняя температура воздуха, например, увеличилась на 1,5°C. А площадь морских дрейфующих арктических льдов летом уменьшилась почти на четверть. Серьезные изменения коснулись морских и береговых арктических экосистем.
Сейчас основные усилия полярников направлены на изучение последствий потепления в Арктическом бассейне. Лед в данном случае выступает ключевой фигурой — наглядным показателем того, что происходит со всей Арктикой.
Первый минимум ледяного покрова за весь период наблюдений начиная с 1976 года ученые обнаружили в сентябре 2005 года. Тогда площадь арктических льдов сократилась на 20% по сравнению с обычными для этого времени года значениями. В сентябре 2007 года — вновь интенсивное таяние, когда площадь сократилась уже на 40%. И осенью 2008 года ситуация повторилась, правда, площадь растаявших льдов была немного меньше по сравнению с 2007 годом. Сейчас в Арктике начинают преобладать однолетние льды, которые летом тают, а зимой образуются заново.
Два крупнейших игрока
Ученые считают, что в основном льды тают из-за потеплевшей атмосферы. Но не только она влияет на льды Арктики. Существует не менее значительный игрок — Атлантический океан. В Арктический бассейн постоянно поступают теплые воды Атлантики. Поэтому на глубине от 200 до 800 м температура воды Северного Ледовитого океана достигает +1−3°С. Ближе к поверхности находится зона замерзания, где температура не поднимается выше -1,6°С. Температура атлантических вод, входящих в Арктику между Гренландией и Шпицбергеном, нарастает год от года.
Надежная изоляция
Казалось бы, все просто: теплые воды передают свое тепло поверхности и вызывают таяние льдов. Но оказывается, льды позаботились о своей безопасности. Холодные поверхностные воды изолированы от теплых атлантических слоем галоклина — скачка солености и плотности воды. Поэтому теплые воды консервируются на глубине и не поднимаются наверх. Если же этот изолирующий слой нарушится, то теплые воды хлынут к поверхности, и тогда уже произойдет настоящая катастрофа.
Сможет ли защита выдержать удар?
Как говорит Сергей Писарев, основная задача его исследований — выяснить, что сейчас происходит с галоклином, каково его состояние, обеспечивает ли он надежную изоляцию. По последним данным, температура атлантических вод в районе работ экспедиции ПАЛЭКС-2009 по сравнению с папанинскими измерениями 1937 года повысилась более чем вдвое. Тогда, по данным легендарной полярной четверки во главе с И. Д. Папаниным — группы полярников, первой в мире дрейфующей полярной станции «Северный полюс-1», температура атлантических вод в приполюсном районе Арктики составляла +0,6°С.
Правда, добавляет Сергей Писарев, при значительном повышении температуры атлантических вод, по-видимому, включаются защитные механизмы. Слой галоклина сейчас хоть и слабее, чем в 1937 году, но уже мощнее, чем в 1990−х. Пока он надежно удерживает теплые атлантические воды и не пускает их наверх, защищая льды от таяния.
СП без полярников
По словам океанологов, в суровых условиях Арктики, к сожалению, огромная часть времени тратится на установку приборов и сбор данных. И даже эти добытые с огромным трудом результаты носят локальный характер. Правда, добавляет Сергей Писарев, совсем скоро, по-видимому, эта проблема будет решена. В 2004 году программа International Arctic Buoys Programme, работавшая до того уже около 30 лет, получила качественное добавление в виде начала установки в Арктике целого семейства принципиально новых автономных приборов — буев, которые оснащены самым современным оборудованием, в том числе веб-камерами. Эти системы передают данные о солености воды, температуре воды и воздуха, толщине льда и множество других океанографических характеристик в режиме онлайн при помощи системы спутниковой связи Iridium.
По словам Сергея Писарева, за последние два года благодаря этим новым автономным приборам ученые только в одном Институте океанологии РАН собрали данных о физических характеристиках Арктики больше, чем собрали в Советском Союзе начиная с 1937 года.
Правда, уточняет Сергей Писарев, делать долговременные прогнозы о том, что ожидает Арктику в ближайшие десятилетия, еще рано. Весь период прямых инструментальных наблюдений за ледовым покровом центральной Арктики не превышает пока 40 лет. Только в 1976 году ученые стали использовать космические снимки для наблюдения за площадью льдов всей Арктики. И что именно видят ученые — однонаправленные изменения или короткопериодные колебания климата, еще непонятно.