19.11.2011
Как люди приобретают высокий уровень мастерства в области науки, бизнеса, музыки, искусства и спорта? Этот вопрос уже давно стал предметом интенсивных дебатов в психологии.
Исследования последних десятилетий показали, что ответом является практика, много практики. В новаторском исследовании психолог Университета Флориды Андерс Эрикссон со своими коллегами попросил изучающих скрипку в музыкальной академии оценить объём времени, который они посвятили практике с тех пор, как начали играть. К 20 годам, студенты, которых преподаватели называли «лучшими», набрали в среднем свыше 10 тысяч часов практики, в сравнении с всего 8 тысячью часами у «хороших» исполнителей и менее 5 тысячами часов у наименее квалифицированных.
Так что, как показывают исследования, похоже, хорошего от великого отделяет ударный труд, а не интеллектуальные способности. Суммируя исследования Эрикссона в своей книге «Выдающиеся», Малькольм Гладуэлл пишет, что практика, «это не то, что ты делаешь, если ты хорош, а то, что делает тебя хорошим». Он добавляет, что интеллектуальная способность – черта, которую отражает коэффициент интеллекта IQ, как оказалось, не так важна. «Если у кого-то IQ около 120 баллов, то добавление дополнительных баллов маловероятно обернётся в какие-то существенные преимущества в реальном мире».
Обозреватель New York Times Девид Брукс снова заявляет об этой идее в своей книге «Социальное животное», а Джефф Колвин в своей «Талант переоценён», добавляет, что «IQ является достаточно надёжным предсказателем показателей при выполнении незнакомой ранее задачи, однако если же человек выполнял её в течение нескольких лет, в этом случае IQ мало что, либо совсем ничего не сможет предсказать о результатах работы».
Но это не совсем вся история, о которой рассказывает наука.
«Выставка А» является важной вехой изучения интеллектуально одарённой молодёжи, проведённой исследователями Университета Вандербильта Дэвидом Любински и Камиллой Бенбоу. Они со своими коллегами отслеживали образовательные и профессиональные достижения более 2000 человек, которые в рамках изысканий молодых талантов набрали достаточно очков, чтобы стать топовым одним процентом одарённой молодёжи. Замечательным выводом их исследования является то, что, по сравнению с участниками, которые составляли 99.1 процентов интеллектуальных возможностей молодёжи в 12-летнем возрасте, высоко одарённые в 3-5 раз чаще получали докторскую степень, получали патент, публиковали статью в научном журнале или публиковали литературное произведение. Высокий уровень интеллектуальных способностей дает вам огромные реальные преимущества.
В нашем собственном недавнем исследовании мы обнаружили, что «рабочей памяти», являющийся ключевым компонентом интеллектуальной способности прогнозирует успех в широком диапазоне самых разнообразных сложных видов деятельности. В одном исследовании мы оценивали привычку пианистов практиковаться, а затем выяснили объём их рабочей памяти, которая измеряется тем, сколько индивидуум сможет запомнить информации (например, список случайных цифр), выполняя какую-то другую задачу. Тогда мы просили читать части музыкальных произведений без подготовки.
Не удивительно, что выяснилась сильная положительная корреляция между привычкой практиковаться, и показателями чтения с листа. Оказалось, что объём практики, которую пианисты набрали за свою карьеру, даёт разницу почти вполовину среди всех участников. Но и объём рабочей памяти также делает существенный вклад (около 7 процентов, средний эффект). Другими словами, если взять двух пианистов с одинаковым количеством практики, но разными уровнями рабочей памяти, вероятно то, что тот, у кого показатель рабочей памяти выше, покажет значительно лучшие результаты при выполнении единожды прочитанной задачи.
Никакое из этих исследований не отрицает силу практики. Как и не говорит о том, что человеку со средним IQ невозможно, скажем, стать кандидатом наук по физике. Просто это маловероятно. Иногда истории, которые нам рассказывает наука, это совсем не то, что нам хотелось бы слышать. Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|