Людям, в течение более чем семи тысяч лет населявшим Курильские острова, приходилось часто переживать природные катастрофы. Они перемещались между островами, а ориентироваться им помогали знания поведения животных, течений и температуры морской воды.
Курилы населены людьми уже более 7 тысяч лет
Бен Фитцхаг (Ben Fitzhugh), ученый, вместе с руководимой им группой представил археологические находки, которые удалось сделать на островах Курильской гряды во время нескольких экспедиций. Исследователи считают, что понимание способов приспособления к существованию в таких экстремальных условиях окажет большую помощь в борьбе против последствий изменения климата.
По данным археологов, Курилы населены людьми уже более 7 тысяч лет. Некоторые острова люди покидали, а затем колонизировали их повторно. Об этом говорят археологические находки: посуда из глины, остатки стрел, острия гарпунов с зазубринами, землянки.
По мнению ученых, людям часто приходилось менять места обитания из-за постоянных цунами и извержений вулканов, что не удивительно для местности, под которой стыкуются две литосферные плиты.
Люди, жившие в этом регионе, который почти постоянно был затянут туманом, имели очень ограниченные возможности для ориентирования между островами. Ученые предполагают, что им помогали в навигации знания поведения местных животных, а также умение использовать для ориентирования природные течения и температуру воды.
По мнению Фицхага, острова опустели не из-за суровости природы, а по причинам социально-политическим, подобным сегодняшним претензиям Японии на российскую территорию.
«Ученые ставят своей целью определение пределов приспосабливаемости людей, и Курилы предоставляют возможность буквально измерить, насколько люди способны противостоять стихии» - цитирует Фитцхага пресс-служба.
По мнению ученых, их работы помогут разрабатывать методы противодействия наводнениям и цунами. Согласно последним исследованиям, одним из последствий влияния человека на климат станут участившиеся засухи и наводнения.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #1 написал: VP (24 февраля 2011 15:42) Статус: |
На проходящей в Вашингтоне ежегодной конференции Американской ассоциации по развитию науки был сделан доклад, посвященный исследованиям древних человеческих поселений на Курильских островах. Одним из результатов комплексного (археологического, геологического, биологического и т.п.) исследования Курил, проведенные в рамках Международного Курильского проекта, следует, что на Курильских островах люди жили в шестом тысячелетии до нашей эры. Такие исследования на Курилах не проводились с 1946 года. Материалы комплексного исследования совместно подготовили Университет Вашингтона (США), Дальневосточное отделение Российской академии наук и Университет Хоккайдо (Япония).
Ученые исследовали остатки построек, орудия труда и предметы домашнего обихода, среди которых гарпуны из кости и дерева, резная ложка с антропоморфным изображением, керамика с веревочным орнаментом, наконечники для копий, а также принадлежности для рыболовства. Артефакты собирались в течение почти десяти лет на нескольких труднодоступных, необитаемых островах Курильской гряды. Ученые посетили острова Экарма, Чиринкотан, Онекотан, Уруп, Симушир, Шиашкотан, а также архипелаг Ушишир и остров Броутона.
В докладе отмечен тот факт, что аборигены проживали на Курильских островах несмотря на неблагоприятные условия, например, частые извержения вулканов, цунами, затяжные зимы. Ученые, не вдаваясь в этническую принадлежность древних жителей Курил, выделяют там три культурных периода поселений, самый ранний из которых имел место в шестом тысячелетии до нашей эры, а самый поздний — около 1200 года нашей эры.
Один из авторов доклада Бен Фицхью (Ben Fitzhugh), сообщается на веб-сайте gazeta.ru, высказал предположение о выживаемости местных жителей в столь сложных условиях. По его авторитетному мнению, большую роль сыграла мобильность и социальность древних обитателей островов: "Наличие родственников и друзей на других островах Курил означало то, что в случае неблагоприятных условий, вызванных стихийным бедствием (как извержение вулкана или цунами), люди могли временно переехать на близлежащие острова".
Островитяне не только жили в полном ладу с природой, но и умели использовать себе во благо наблюдения над окружающей средой. В условиях сильного тумана они могли переплывать с острова на остров. Фицхью и его коллеги предположили, что древние куриляне использовали для навигации наблюдения за птичьими повадками, знания о подводных течениях, морском дне и температуре воды.
Первые сведения о Курильских островах и их обитателях появились в середине XVII столетия.
Из-за внешнего сходства айны называли русских "братьями". "А русских де людей те бородатые называют себе братьями", — сообщал в 1646 году Н.И. Колобов, участник похода под руководством атамана пеших казаков Ивана Юрьевича Москвитина. Важнейшим этапом в изучении Курильских островов был знаменитый поход казачьего пятидесятника Владимира Атласова в 1697 году из Анадырского острога, а затем Д.Я. Анциферова и И.В. Козыревского — они положили начало изучению и освоению Курильских островов Россией. К концу XVIII века на Курилах появились русские поселения из ссыльных и добровольцев.
Название Курильские острова (вопреки некоторым утверждениям якобы так прозванных из-за постоянно "курящихся" сопок) происходит по имени местного населения. "Куру" означает "человек" или "мужчина". "Курилами" или "курильцами" их называли русские казаки. Самоназвание "айну" означает тоже самое — "человек". В русских источниках XVII века айнов называли "черными людьми" или куями, а на Охотском побережье в XVIII веке их именовали кувами.
Курильцы, или айны, жили не только на островах Курильской гряды, которые называли "Куру-миси", то есть "земля людей", но и на острове Хоккайдо ("Айну-мошири") и в южной части Сахалина. Своей внешностью, языком и обычаями они существенно отличались как от японцев на юге, так и от камчадалов на севере.
Происхождение народа пока остается загадкой для ученых.
"Относительно этнического происхождения древних жителей Курил, пока идут споры. Возможно, это пришельцы из районов северной части Тихого океана, так называемые эскоалеуты. Именно они, представители эскимосско-алеутского этноса, осваивали Сахалин и Курильские острова в то время", — утверждает один из участников проекта Валерий Шубин, заведующий лабораторией археологии Сахалинского областного краеведческого музея, почетный член Российского географического общества.
Айну часто относят к австралоидам, но эти предположения основываются на сходстве черт лица, телосложения, волосяного покрова. Последние исследования дают возможность предположить их близкие расовые связи с тунгусами, алтайцами и другими жителями Урала и Сибири. Считается, что на Японских островах айны появились около восьми-семи тысяч лет назад, создав неолитическую культуру Дзёмон.
Айнский язык не относится к какой-либо языковой семье (изолят). В настоящее время язык айнов практически мертвый. К 1996 году полностью владевших айнским было не более 15 человек. У айнов не было своего письма, однако существовали богатые традиции устного творчества, включая песни, эпические поэмы и сказания в стихах и прозе. Некоторые исследователи (Эдо Найланд) сопоставляют язык айнов и басков.
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
На проходящей в Вашингтоне ежегодной конференции Американской ассоциации по развитию науки был сделан доклад, посвященный исследованиям древних человеческих поселений на Курильских островах. Одним из результатов комплексного (археологического, геологического, биологического и т.п.) исследования Курил, проведенные в рамках Международного Курильского проекта, следует, что на Курильских островах люди жили в шестом тысячелетии до нашей эры. Такие исследования на Курилах не проводились с 1946 года. Материалы комплексного исследования совместно подготовили Университет Вашингтона (США), Дальневосточное отделение Российской академии наук и Университет Хоккайдо (Япония).
Ученые исследовали остатки построек, орудия труда и предметы домашнего обихода, среди которых гарпуны из кости и дерева, резная ложка с антропоморфным изображением, керамика с веревочным орнаментом, наконечники для копий, а также принадлежности для рыболовства. Артефакты собирались в течение почти десяти лет на нескольких труднодоступных, необитаемых островах Курильской гряды. Ученые посетили острова Экарма, Чиринкотан, Онекотан, Уруп, Симушир, Шиашкотан, а также архипелаг Ушишир и остров Броутона.
В докладе отмечен тот факт, что аборигены проживали на Курильских островах несмотря на неблагоприятные условия, например, частые извержения вулканов, цунами, затяжные зимы. Ученые, не вдаваясь в этническую принадлежность древних жителей Курил, выделяют там три культурных периода поселений, самый ранний из которых имел место в шестом тысячелетии до нашей эры, а самый поздний — около 1200 года нашей эры.
Один из авторов доклада Бен Фицхью (Ben Fitzhugh), сообщается на веб-сайте gazeta.ru, высказал предположение о выживаемости местных жителей в столь сложных условиях. По его авторитетному мнению, большую роль сыграла мобильность и социальность древних обитателей островов: "Наличие родственников и друзей на других островах Курил означало то, что в случае неблагоприятных условий, вызванных стихийным бедствием (как извержение вулкана или цунами), люди могли временно переехать на близлежащие острова".
Островитяне не только жили в полном ладу с природой, но и умели использовать себе во благо наблюдения над окружающей средой. В условиях сильного тумана они могли переплывать с острова на остров. Фицхью и его коллеги предположили, что древние куриляне использовали для навигации наблюдения за птичьими повадками, знания о подводных течениях, морском дне и температуре воды.
Первые сведения о Курильских островах и их обитателях появились в середине XVII столетия.
Из-за внешнего сходства айны называли русских "братьями". "А русских де людей те бородатые называют себе братьями", — сообщал в 1646 году Н.И. Колобов, участник похода под руководством атамана пеших казаков Ивана Юрьевича Москвитина. Важнейшим этапом в изучении Курильских островов был знаменитый поход казачьего пятидесятника Владимира Атласова в 1697 году из Анадырского острога, а затем Д.Я. Анциферова и И.В. Козыревского — они положили начало изучению и освоению Курильских островов Россией. К концу XVIII века на Курилах появились русские поселения из ссыльных и добровольцев.
Название Курильские острова (вопреки некоторым утверждениям якобы так прозванных из-за постоянно "курящихся" сопок) происходит по имени местного населения. "Куру" означает "человек" или "мужчина". "Курилами" или "курильцами" их называли русские казаки. Самоназвание "айну" означает тоже самое — "человек". В русских источниках XVII века айнов называли "черными людьми" или куями, а на Охотском побережье в XVIII веке их именовали кувами.
Курильцы, или айны, жили не только на островах Курильской гряды, которые называли "Куру-миси", то есть "земля людей", но и на острове Хоккайдо ("Айну-мошири") и в южной части Сахалина. Своей внешностью, языком и обычаями они существенно отличались как от японцев на юге, так и от камчадалов на севере.
Происхождение народа пока остается загадкой для ученых.
"Относительно этнического происхождения древних жителей Курил, пока идут споры. Возможно, это пришельцы из районов северной части Тихого океана, так называемые эскоалеуты. Именно они, представители эскимосско-алеутского этноса, осваивали Сахалин и Курильские острова в то время", — утверждает один из участников проекта Валерий Шубин, заведующий лабораторией археологии Сахалинского областного краеведческого музея, почетный член Российского географического общества.
Айну часто относят к австралоидам, но эти предположения основываются на сходстве черт лица, телосложения, волосяного покрова. Последние исследования дают возможность предположить их близкие расовые связи с тунгусами, алтайцами и другими жителями Урала и Сибири. Считается, что на Японских островах айны появились около восьми-семи тысяч лет назад, создав неолитическую культуру Дзёмон.
Айнский язык не относится к какой-либо языковой семье (изолят). В настоящее время язык айнов практически мертвый. К 1996 году полностью владевших айнским было не более 15 человек. У айнов не было своего письма, однако существовали богатые традиции устного творчества, включая песни, эпические поэмы и сказания в стихах и прозе. Некоторые исследователи (Эдо Найланд) сопоставляют язык айнов и басков.