Секрет женского очарования — явление удивительное и необъяснимое. Многие женщины, которые вдохновляли поэтов и художников на великие свершения, подвиги и гениальные творения, были далеко не идеальны — не отличались красотой, а подчас и проявляли редкостную стервозность. Но их любили вопреки всему.
Первой из всех роковых красавиц стоит вспомнить Елену Прекрасную — героиню мифов Древней Греции, из-за которой пала Троя и погиб цвет ахеян. Она сменила на своем веку множество мужей. И все время из-за своей красоты служила яблоком раздора, невольно заставляя мужчин лить кровь и вдохновляя их на прочие безумства. Но, несмотря на это, красота внебрачной дочери Зевса была настолько пленительна, что даже троянские старцы, оплакивавшие бедствия, которые Елена навлекла на их родной город, при виде нее восхищенно восклицали: "Нет, нельзя осуждать Париса, никто бы не устоял бы перед такой красотой".
Одной из самых известных "муз", благодаря которой сокровищница мировой поэзии обогатилась сборниками гениальных произведений, была дочь одного из рыцарей Авиньона, Лаура де Нов, более известная как "Мадонна Лаура". Именно ее считают прототипом героини сонетов великого Петрарки — той самой "золотой госпожой", страсть к которой наполняла стихи, мысли и всю жизнь поэта. При этом известно, что реальная Лаура (по крайней мере та женщина, которую считают возлюбленной поэта), с ним не была даже толком знакома и жила себе в счастливом браке, родив 11 детей.
Знала ли сама донна Лаура о небывалой страсти, которую испытывал к ней поэт, неясно. Но, вероятно, даже если и знала, то как всякая добропорядочная женщина того времени, старалась не придавать этому значения. Петрарка же воспевал ее в своих стихах ровно 21 год при жизни, да и после того, как его возлюбленная скончалась от чумы в возрасте 38 лет, продолжал убиваться по ней в своих сонетах. И все — при полном равнодушии со стороны предмета воздыханий.
Сходная история любви была и у предшественника Петрарки — Данте, который посвятил свою "Божественную комедию" возлюбленной — Беатриче, также бывшей замужем и даже не подозревавшей о любви, которую внушила мрачному гению.
Более реальной историей является история любви грузинского поэта Шота Руставели к царице Тамар. Эта грузинская царица отличалась поистине государственным умом, который достается не каждому правителю-мужчине. Кроме того, по свидетельствам современников Тамар отличалась веселым нравом, остроумием и красотой.
К ней сватались персидский шах и султан Сирии, ее руки добивались наследники Византии, а первым супругом стал русский князь Юрий Боголюбский, которого, правда, царица не сколько любила, сколько надеялась через него упрочить деловые связи с Русью. Правда, князь отличался особенностями поведения многих русских мужчин — любил в подпитии учить жену кулаками, посему и получил отставку.
Шота Руставели, попав во дворец царицы, сразу же влюбился в нее на всю оставшуюся жизнь, хотя и пытался скрывать свои чувства от окружающих, чтобы не скомпрометировать любимую. Но шила в мешке не утаишь. Сохранились стихи поэта, воспевающего свою царственную возлюбленную:
Перлы уст ее румяных
под рубиновым покровом
Даже камень разбивают
мягким молотом свинцовым.
Тамар льстило обожание одного из самых талантливых поэтов ее времени, поэтому она охотно удерживала Руставели у себя при дворе. Была ли у царицы любовная связь с поэтом или он мучился от неразделенной страсти — точно неизвестно. Руставели надеялся до тех пор, пока в интересах государства его возлюбленная не приняла решения сочетаться браком с одним из своих военачальников. Бедный поэт покинул дворец с разбитым сердцем, принял постриг, и до сих пор неизвестно, где и как он окончил свои дни.
"Сикстинская мадонна" — одна из самых проникновенных картин, изображающих святую Деву Марию, принадлежит кисти великого живописца Рафаэля. Писал Рафаэль свою Сикстинскую мадонну с дочери хлебопека Маргариты Лути. Однажды художник прогуливался по парку, мучительно размышляя, где бы ему найти подходящую натурщицу для того, чтобы выполнить заказ могущественно землевладельца и своего покровителя.
И вдруг он заметил совсем молоденькую девушку, которая отдыхала на лавочке. Лицо ее сияло такой чистотой, а линии его были столь совершенны, что Рафаэль закричал на весь парк: "Я нашел свою Психею!" 18-летняя Маргарита стала его Музой, с которой он написал множество картин. Но не только в качестве натурщицы видел Рафаэль свою новую музу. Несмотря на то, что та готовилась к свадьбе, художник настолько загорелся страстью, что выкупил Маргариту у отца за 3000 золотых монет и увез подальше от ревнивого жениха.
Однако малышка "Форнарина", как ласково называл ее Рафаэль, оказалась девушкой легкомысленной и жадной. Картины и роль Музы гения интересовали ее куда меньше, чем золотые украшения и юные красавцы. Учитывая, что Рафаэлю было уже за тридцать, не приходится удивляться, что Маргарите скоро надоел и он сам, и вся сумбурная жизнь подруги живописца.
Она изменила художнику сначала с его высоким покровителем, затем с юным музыкантом, а потом и вовсе пустилась во все тяжкие, весело проводя время с дружками. Собственно, говорят, что Рафаэль не столько любил развратную красотку, сколько вдохновлялся ее внешностью как художник, но известно, что ученики Рафаэля винили в преждевременной смерти мастера именно эту развратницу с лицом ангела.
У другого гениального художника — испанца Франциско Гойи также была роковая "Муза", с которой он всю жизнь писал картины и которая всю жизнь его мучила — герцогиня Альба. Странно, что великая любовь соединила простого живописца и знатную даму, но и не приходится удивляться, что ничего хорошего из этой любви не вышло. Альба играла с Гоей, как кошка с мышкой, они пылко ругались и также пылко мирились. И хотя Гойя был обременен многочисленным семейством, а герцогиня постоянно пребывала замужем, это не мешало им обоим сходить ума и устраивать друг другу настоящий ад.
Собственно, Гойю можно понять, Альба слыла одной из самых прекрасных женщин современности. "Когда она шла по улице, — писал один французский путешественник, — все выглядывали из окон, даже дети бросали свои игры, чтобы посмотреть на нее. Каждый волосок на ее теле вызывал желание". А если прибавить сюда еще ум, коварство и то, что Альба прекрасно знала себе цену и обожала наслаждаться мужским поклонением, то Гойю остается только пожалеть.
Правда, следует отметить, что роковая красавица все же выделяла глухого, угрюмого художника из толпы своих почитателей. То ли ей льстило, что талант такой силы избрал ее музой, то ли действительно увлеклась, но факт тот, что до конца своей короткой жизни герцогиня состояла в любовной связи с художником. Погибла Альба во цвете лет — от яда. И до сих пор неизвестно, то ли сама "Обнаженная Маха" решилась принять яд, чтобы уйти из жизни молодой и прекрасной, то ли ее отравил кто-то из многочисленных врагов.
В России тоже хватало роковых женщин. Например, обольстительницей была и Любовь Менделеева, жена Блока и возлюбленная Андрея Белого. Эта привлекательная дама умудрилась разбить сердца двух самых талантливых и красивых поэтов Серебряного века. Блок и Белый, бывшие друзьями, так рассорились из-за Менделеевой, что даже подумывали о дуэли.
Любовь Павловна вела умелую интригу: жалуясь на мужа и горькую судьбу, она обещала Белому бежать с ним заграницу, но не спешила выполнять обещанное. В итоге бедный поэт, который и так не отличался душевной стойкостью, дошел до нервного истощения и был на грани самоубийства. А после всего Менделеева заявила ему, что не собирается разрушать семью и дает влюбленному полную отставку.
Да и Блок, при всей своей внешней сдержанности пережил немало. Даже то, что "Любочка" однажды вернулась к нему от любовника беременной. Белый же, после жизни заграницей, хоть не излечился окончательно, но утратил к бывшей возлюбленной всякий интерес и после смерти Блока не сделал ни одной попытки с ней сблизиться.
Другой властительницей поэтов той эпохи, была Лиля Брик. Лиля, которая не отличалась ни красотой, ни образованностью, имела, однако, очень практичный ум и так себя держала, как могут далеко не все красавицы. Будучи замужем, Брик так вскружила голову Владимиру Маяковскому, что он стал полностью от нее зависеть.
Он даже жил в одной квартире с супругами, причем Лиля все время подчеркивала, что ценит поэтический дар своего мужа Осипа Брика куда выше, чем дар Маяковского. Брики не стеснялись жить на средства, которые зарабатывал для них поэт. Лиля, при внешнем пренебрежении Маяковским, однако, строго следила за тем, чтобы он не попал под власть другой женщины, и всегда умело возвращала поэта к своим ногам, стоило тому увлечься на стороне. Дважды она обманом не дала Маяковскому жениться, не гнушаясь и подделкой писем.
До самой смерти Владимир оставался под чарами этой удивительной женщины и даже упомянул ее в предсмертной записке. Именно ей досталась половина авторских прав на стихи поэта.
Анастасия Рогова Источник: pravda.ru.
Рейтинг публикации:
|