Владимир АЛПАТОВ Доктор филологических наук
Некоторые вопросы в науке невозможно решить, не выходя за рамки той или иной области знания. Пример тому — отсутствие точного и бесспорного определения важнейшей единицы речи — слова. Как оказалось, лингвистам могут помочь достижения в других науках, в частности нейрофизиологии, изучающей помимо прочего механизмы речи. Что такое слово? Сама постановка вопроса может показаться странной. Мы с детства знаем, что язык состоит из множества слов, в школе учимся их склонять и спрягать, пользуемся словарями. Вряд ли кто задумывается над тем, как делить на слова фразу Вася ищет Петю. Мы сразу отвечаем, что в ней три слова, а во фразе Книга лежит на столе — четыре. Всё это относится не только к родному, но и к иностранным языкам. Русское слово, как и английское word или французское mot и другие, — самая очевидная единица языка. Но в лингвистике определение того, что можно считать словом, появилось сравнительно недавно, на грани XIX и ХХ веков. Как раз в этот период методы науки о языке стали строже и точнее. И к тому же в научный оборот вошли сведения о новых языках, часто по строю коренным образом отличающихся от европейских. Во многих из них, как, скажем, в китайском или японском, пробелы на письме между словами отсутствуют. Существует немало языков и вовсе бесписьменных, при изучении которых исследователи записывали текст, разбивая его на отдельные слова по своему усмотрению, опираясь на интуицию. В результате получались самые неожиданные варианты. Советский японист А. А. Пашковский отмечал, что простую фразу на японском языке Он читает книгу в русской транскрипции разные авторы записывали восемью способами! Чёткие правила выделения слов в тексте (устном или письменном) первым предложил выдающийся российский языковед И. А. Бодуэн де Куртенэ (1845—1929). Он утверждал, что предложение может члениться двумя способами: с фонетической и морфологической точек зрения. В первом случае следует опираться на ударения, паузы и так далее, что очень близко к тому, как мы воспринимаем отдельные слова в предложении. Во втором случае выделяются «простые синтаксические единицы». Например, предложение На то щука в море, чтоб карась не дремал учёный делил на пять единиц: на то, щука, в море, чтоб не дремал, карась. Ни то, ни другое деление не совпадает полностью с пониманием слова в обыденном смысле: например, предлоги или частицы не признаются за отдельные слова. Установить строгие критерии, когда единицу речи следует считать словом, пытались и другие учёные. Известный советский лингвист А. И. Смирницкий (1903—1954) одним из важнейших признаков слова выдвинул идиоматичность, то есть наличие единого цельного значения. Однако и он вынужден был признать, что слово седобородый ничуть не более идиоматично, чем словосочетание седая борода, а железная дорога — не слово, хотя обладает идиоматичностью (например, английское слово railway с тем же значением). Знаменитый американский лингвист Л. Блумфилд (1887—1949) предложил такую формулировку: слово — минимальная звуковая последовательность, способная стать отдельным высказыванием (скажем, репликой в диалоге). Близкую точку зрения независимо от него высказал в 30-х годах прошлого века советский языковед Е. Д. Поливанов (1891—1938): «Слово есть… тот комплекс… который может быть употреблён — при тех или иных условиях — в качестве целой фразы, но который в свою очередь уже неразложим на части». С такими определениями можно работать, однако последовательное его применение тоже ведёт к тем или иным трудностям. В диалоге: Вам чай с сахаром или без? — предлог без, согласно данному подходу, выступает как слово. Но произнести в том же контексте предлог с в качестве реплики невозможно. Особенные трудности возникают при попытках разделить на слова устойчивые словосочетания (фразеологизмы), где существуют слова, которым нельзя приписать никакого значения. Что такое зга и кулички? Даже у этимологов нет общепринятой трактовки того, как появились эти слова. В выражении Ничтоже сумняшеся — вроде бы два слова. Первое даже сохраняет ассоциативную связь со словом ничтожный, но смысл целого нельзя разложить на части. И тем не менее всё это — слова. Отдельный вопрос — применимость тех или иных определений слова к языкам разного строя. Предлагавшийся, скажем, признак цельнооформленности А. И. Смирницкого хорошо работает на материале одних языков (в данном случае русского) и с трудом подходит к другим. Так, в английском языке stone wall (каменная стена) можно принять либо за слово, либо за словосочетание — решающего критерия для выбора какой-то из точек зрения нет. Что же говорить в таком случае о китайском или японском языке? В Китае задолго до знакомства с западной наукой существовала развитая лингвистическая традиция, где единственной единицей лексики было принято цзы — то, что с европейской точки зрения соответствует определению корня слова. А в Японии (если несколько упростить ситуацию) и сейчас основной единицей принято считать го. Го может состоять из нескольких корней, включать в себя словообразовательные суффиксы, но бóльшая часть того, что у нас называют окончаниями (в науке — аффиксы словоизменения), относится к отдельным служебным словам. Такой подход в русской лингвистике, где грамматическая оформленность слова — норма, а не исключение, невозможен. А. И. Смирницкий писал, что слово с лексической точки зрения — это окно, окна, окну, но не окн- — «обрубок», по его выражению. Итак, слово при всей своей кажущейся ясности остаётся неуловимым понятием. Все попытки определить его по лингвистическим свойствам — фонетическим, морфологическим, синтаксическим, семантическим — остаются не очевидными. А нужно ли вообще искать определение слова? Прежде чем ответить, попробуйте представить себе, как развивались бы физика или химия, если бы они не выяснили, что такое атом или молекула? Ответ на ряд нерешённых вопросов удалось найти не в «чистой» лингвистике, а в последних исследованиях нейрофизиологов, занимающихся изучением механизмов речи. Видимо, без понимания процессов, протекающих в мозге, лингвистические исследования останутся оторванными от того, что происходит на самом деле. Так, существенные данные учёным предоставили исследования афазий (речевых расстройств) и детской речи. Выдающийся советский исследователь А. Р. Лурия (1902—1977) собрал огромный материал в области изучения афазий ещё в годы Великой Отечественной войны. Занимаясь восстановлением речи у больных, контуженных на поле боя, он выделил несколько типов афазий. Один из них получил название «телеграфный стиль». Вот пример того, как больной пытался пересказать содержание фильма: «Одесса! Жулик! Туда… Учиться… Море… Во… Во-до-лаз! Армена… Па-роход…» Словарный запас у такого больного сохранился, но нарушился механизм сочетания слов, он мог говорить лишь словами-предложениями. А вот способность склонять и спрягать слова, делить их на составные части, в том числе на звуки, утрачена. Слово превратилось в цельную, нечленимую единицу, а также в хорошо известные больному до ранения словосочетания. Например, он мог назвать свою должность — начальник радиостанции. При другой афазии — сенсорной — речь выглядит иначе: «Мне прямо сюда… и всё… вот такое — раз. Я не знаю… вот так вот… Когда я тут — и никак… Я когда-то… ох-ох-ох! Хорошо!» Сочетание слов не нарушено, но словарный запас ограничен. Остаются союзы, предлоги, местоимения и часто произносимые слова и фразы. В этом случае больной произносил и понимал фразу Смерть немецким захватчикам!, но не осознавал значения слова смерть. Ленинградский психолог Д. Л. Спивак изучал в 1980-е годы процесс выхода из строя языкового механизма при инсулиновой терапии (лечение больных шизофренией большими дозами инсулина, приводящее к временной потере сознания). Нормально владевшие речью пациенты временно оказывались в ситуации искусственной афазии. На всех этапах лечения в памяти пациентов сохранялись слова, хотя общий словарный запас постепенно уменьшался, а умение склонять и спрягать утрачивалось. Членимость слов исчезала, и на определённом этапе грамматические связи в предложении они передавали только порядком слов. В последнее время в этой области активно ведёт работу команда петербургских лингвистов (теперь уже ставшая и международной) во главе с Т. В. Черниговской. Наряду с экспериментальным изучением афазий учёные проводят исследование речевых механизмов мозга, которые подтверждают центральную роль слова в речи. Как сказано в одной из публикаций, среди носителей русского языка «даже лица с речевыми нарушениями обязательно используют какие-либо окончания, не оставляя глагол морфологически неоформленным». Эти заключения полностью подтверждают и исследования речи детей: сначала они произносят отдельные слова, а потом уже начинают комбинировать и членить их. Слова хранятся в памяти человека как бы в готовом виде. Это не исключает возможности хранения в памяти более протяжённых единиц — от словосочетаний вроде начальник радиостанции до целых текстов (молитвы, стихи, текст воинской присяги и т.д.). Механизмы хранения исходных единиц и их комбинирования отделены друг от друга, в связи с чем при разных видах афазий может выходить из строя лишь один механизм, а другой при этом сохраняется. Единицы, хранимые в памяти, вовсе не обязательно должны быть однородными по своим свойствам. Именно этим и объясняется разброс между разными лингвистическими определениями слова. В сущности, выводы нейрофизиологов подтвердили правоту лингвистов, считавших, что «только слово имеет в языке объективное бытие» или что «слова — кирпичи, из которых строится наша речь». Но чисто лингвистическими методами, без обращения к механизмам работы мозга, правомерность этих высказываний доказать не удавалось. Изучение механизмов деятельности мозга только начинается, но уже есть важные результаты. Вероятно, и во многих других понятиях традиционной лингвистики, как многозначность или омонимия, части речи и тому подобное, выявятся совершенно новые грани, когда будут получены новейшие данные о деятельности мозга. Источник: inauka.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Landgraf,
спасибо за пост, хорошо, что такие школы появляются, как альтернатива.
Надо поподробнее изучить и эту схему.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Только, жил в некотором государстве народ, – жизнь которого, как-то не складывалась…
И, народ, вроде, не глупый… а, весь социальный организм оказался расшатан, разбалансирован.
И, самые умные люди страны ломают голову – что же происходит, как выходить из сложившейся ситуации? Мнений – почти столько же, сколько умных людей… а деградация только убыстряется!
И, невдомёк людям, что они оказались заложниками очень коварной, научной ошибки!
Да, действительно! Именно слово превратило мозг высшего млекопитающего в человеческий! И, приняв данный факт как аксиому, человечество на этом успокоилось!
Почему-то человечеству вообще и науке в частности, совсем не интересно – каким таким чудом – набор из нескольких гласных и согласных букв, способен переносить глубочайший смысл?
Человечество принялось, изо всех сил, развивать «слово», так, как его понимает!
А, тут ещё и технический прогресс подоспел. И, некогда остановиться и подумать: Почему уровень бездуховности растёт, а культуры понижается до развлекательного зрелища? Почему дети не читают книги... талантливых людей становится всё меньше?
А, в ближайшее десятилетие – депрессивные состояния, по прогнозам специалистов, станут настоящей проблемой?
Это то, что касается всего человечества…
Но, вернёмся к «некому государству»…
Те проблемы, которые у всего человечества ещё только в периоде развития… в «неком государстве» уже расцвели махровым цветом.
Прогресс давно обернулся регрессом…
Культура и духовность – близки к нулю…
Таланты собираются выискивать по всей стране, под контролем президента…
Ну, а от депрессивных состояний есть проверенное средство… Пол страны спивается!
Причины всего этого в историческом прошлом «некого государства». И, один из основных моментов, - всеобщее среднее образование!
Нет, дело не в образовании, как таковом… а в том, что оно осуществлялось и осуществляется одинаково для всех детей… под копирку чиновников Министерства Образования… и направлено на развитие «Слова».
А, о том, что такое «Слово», повторяю, никто не задумывается!
Был очень большой учёный, лауреат международной премии… назовём его… Павлов…
Он разрабатывал идею другого талантливого учёного… скажем, Сеченова… о рефлексах головного мозга.
В результате этой работы возникло учение о сигнальных системах.
В чём его суть?
Кора головного мозга человека состоит из двух сигнальных систем, работающих по разным сигналам, с разной волновой активностью, по разным видам внимания.
Вторая сигнальная система – это лобные доли и районы речевых анализаторов. Работает эта часть коры – по второму сигналу: Слово (как звукобуквенная форма) и другие абстрактные, условные символы (цифры, ноты, формулы, значки - всё то, что необходимо просто заучить)
А, вот, остальная часть коры, - около семидесяти процентов – это первая сигнальная система (бывший мозг высшего млекопитающего). И, работает первая сигнальная, по первому сигналу – «Образ»!
Согласно Павлову, между первым и вторым сигналами существует, туда – обратная, рефлекторная связь.
Её необходимо создать, а дальше она работает автоматически.
(Ребёнку показывают предмет и говорят слово. Ни один взрослый, каким бы глупым он ни был, - не станет учить младенца наоборот: сначала сказать слово, а потом… может показать, а, может и не показывать предмет.
Такими вещами, в «некой стране», занимается только педагогика. Это, у неё, называется абстрактное, логическое мышление. Дети должны выучить слова! А, образовывается ли связи с образами или нет… это никого не волнует)
По Павлову же, повторяю, – существует рефлекторная связь между двумя сигналами. Если мы видим крокодила – активируется слово. Если слышим слово – активируется образ… вернее, образы всех тех крокодилов, которые хранятся в образной памяти. А, мы, в результате, можем проанализировать, сравнить все образы – что, в общем-то, и является мышлением.
Ну, и, исходя из этого учения, можно вывести цепочку:
(Реальный предмет) – (Его отражение, образ) – (Условное, звукобуквенное обозначение этого предмета, его имя)
Вот это всё, в комплексе, и есть слово, речь - как носитель разума.Реальный предмет мы называем словом.
Но познать его можно только через образ.
Реальный предмет и звукобуквенную форму, из этой цепочки убрать можно…
Если, к примеру, человек оказался в полной изоляции от реальности… находясь в сознании, он может жить в воображаемом мире прошлого или в иллюзорном фантазийном мире. Какое-то время…
А, с помощью всего нескольких «весёлых и очень популярных слов», мы можем передавать огромное количество самых разных смыслов. И, будем поняты. В крайнем случае, объяснимся жестами.
Ограниченное владение словом, это, конечно, ослабленный интеллект...
Но, разум, пусть и неразвитый, присутствует. В реально - фантастической жизни сегодняшней действительности, найдётся масса таких людей.
А, животные, вообще не владеют вторым сигналом… находясь, при этом, в полном сознании… и, вполне разумны – для своего вида.
Но, выбросить образ… связующее звено между реальностью и индивидуальным сознанием…
Науке и образованию «некой страны» - это почти удалось!
Первая сигнальная система, ассоциативные участки коры - работают только непроизвольно!
Сознательно управлять непроизвольным вниманием можно…
Но, этому надо научиться… или, это получается случайно…
А, вот волевым усилием, то есть произвольным вниманием – воздействовать на непроизвольное – невозможно… одно внимание не управляет другим…
Поэтому, первая сигнальная система – на непроизвольном уровне развита у всех…
(Развивается наглядно! Увидел, как делают другие – научился делать сам)
Сознательное же, образное мышление ущербно!
Работает лишь непроизвольно.
Произвольно – только на бытовом, примитивном уровне.
(Обработка простых образов – еда, одежда, комфорт. Но, буксует уже на уровне взаимоотношений)
Кстати, в этой фантастической стране, учёные не знают, ЧТО ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРОИЗВОЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ!Они не рассматривают первую сигнальную систему.
Наука проигнорировала учение Павлова. Не опровергла, нет! Просто, не поняла и забыла.
Физиологически, эта часть коры изучена хорошо.
А, для науки психологии - её, просто, не существует! Так, обрывки мыслей об образном мышлении…
При этом, учёные ухитрились запутаться даже в воображении с фантазией, считая их одним и тем же процессом.
Семьдесят процентов – не чего-то там… - а коры головного мозга – проигнорированы наукой! Не поняты педагогикой! Почти забыты людьми творчества!
А, главное, никто не может сообразить, что мы живём в реальности, которая - словами никак не является!
Ну, не является хлеб словом! Нельзя есть слово!
Мы можем обозначать реальность словами, для удобства коммуникации… а, можем жить отшельниками, молча… не интересуясь человеческими названиями… глубоко понимая саму природу вещей…
Но, лучше, наверное, иметь развитие обеих систем?
Красивый, глубокий человеческий мозг – слишком драгоценная вещь, чтобы лишаться его… по глупости… по незнанию… из-за ошибки.
И, соответственно, нет понимания, что ты чего-то лишён.
Нет музыкального слуха – нет сожалений о том, что не можешь насладиться прекрасной музыкой! Для тебя её не существует!
Нет понимания – что такое любовь… и, девица, с насмешкой относится к поговорке - «С милым – рай в шалаше». И, готова - «продаться» любому толстому кошельку.
Не развита совесть – человек обманет, предаст, облапошит, вытребует взятку – и, мало будет гордиться своим умом… он, обманутых, будет считать намного ниже себя.
А, если не развито всё, что связано с образами? Если само понятие это незнакомо? Если даже творческие люди - понимают только «художественные образы» - фантазийные, придуманные? Если сами эти слова - "Образ", "образное мышление" - забыты людьми?
Вот это всё и случилось в «некой стране», которой невозможно объяснить, что, у большей части её граждан нарушена органика мозга…
Что, при активной, многолетней дрессировке второй сигнальной системы, первая осталась на уровне развития того самого пещерного человека, с которого начался род людской.
Можно попробовать объяснить «пещерным людям», что у них недостаточный уровень культуры, интеллекта… плохо с мышлением.
Попытаться можно!
(В лучшем случае, наткнёшься на вежливое непонимание. Чаще - агрессивное хамство!)
Но, одно дело – «пещерные»…
А, другое – со школьным аттестатом, с институтским дипломом, с пассивно-непроизвольно – но, развитой первой сигнальной. Теоретически, мы все способны понять, что оказались заложниками самоуверенности не очень умных учёных и бездарных педагогов,
которые «проспали» семьдесят процентов коры головного мозга!
В «Обитаемом острове» братьев Стругацких - для оболванивания людей использовалось излучение. А, всего – то надо – ограничить эмоционально – образное развитие! Тогда, из людей можно делать – что угодно! Фашистов, НКВдешников, националистов, террористов – смертников, религиозных фанатиков, идейных - любых мастей…
А, главное, тупо – исполнительных чиновников… которые очень хорошо умеют делать только одно – брать взятки!
Вот такая фантастическая история.
Прежде чем, читатель сделает выводы о вышеизложенном,
Предлагаю, ознакомиться со следующим:
Образное мышление:
Наглядное (непроизвольно – восприятие и запечатление, произвольно – анализ)
Воображение (обработка и воспроизведение реалистичных образов. Сознательно, подсознательно, внесознательно. Произвольно и непроизвольно)
Фантазия (Изменение образов. Сознательно – произвольное (представляем кирпич с лапками), подсознательно – непроизвольное (как кирпич падает на голову)
Ассоциативное (Сознательно - поисковая система нашего мозга. Подсознательно – мыслительно - творческий полёт)
Аналитико-синтетическое (сознательно - мысли, подсознательно - интуиция)
Пространственное
Парадоксальное (хорошо развито у юмористов и квн-щиков)
И, скорее всего:
Логическое (Дерево не может расти корнями вверх, лёд не может быть горячим, а чёрный цвет – белым)
К образному мышлению можно отнести музыкальный слух, пластику, цветовосприятие, чувство формы...
Эмоционально - образное развитие (Духовность):
Высшие чувства (честь, совесть, благородство, сочувствие, доброта...)
Эстетическое (Гармоничное восприятие образного мира, включающее музыкально - художественное)
Нравственное чувство и мышление (Воспитывается только на примерах)
И, собственно, Творческое - в котором используются все виды образного мышления, эмоции, слова. Это наивысший уровень развития мозга, с обязательным мышлением и хорошим владением словом.
Что, в этом списке - неверно?
Что, из этого списка - не нужно для человека?
Многие ли могут объяснить - что такое воображение и ассоциативное мышление?
И чем воображение отличается от фантазии?
Без развития первой сигнальной системы – интеллект, мышление, талант - невозможны! (часть мозга не развита)
Более того: Без такого развития - невозможно воспринять то, что делает талант! Не имеет значения, в какой сфере. Не будет общего языка!
Писатель пишет книгу, имея определённый интеллектуальный уровень. Учёный делает открытие - имея развитое мышление. Понять и оценить их работу смогут только те, кто находится на близком уровне интеллекта.
Примитивный мозг - талантливую работу, просто, не поймёт! Его ум не подготовлен для восприятия и понимания.
Многие уверены, что образное мышление нужно только артистам.
Но, у самых знаменитых учёных можно найти высказывания - о необходимости такого развития... то есть, они его имели... потому, и стали большими учёными!
И, ещё, несколько цитат:
«…анализ связи между знаком и значением, между словом и обозначаемым им предметом у ребенка дошкольного возраста»…
«…исследование мотивировки, даваемой ребенком при объяснении, почему данный предмет назван данным словом (по клиническому методу Ж. Пиаже)…»
«…Для того чтобы быть знаком вещи, слово должно иметь опору в свойствах обозначаемого объекта»…
«…Так же и слово связывается для ребенка с вещью через ее свойства, вплетаясь в их общую структуру. Поэтому ребенок в наших опытах не соглашается с тем, что можно было бы пол называть стаканом («по нему, ходить нельзя будет»), но делает стул поездом, изменяя в игре его свойства, т. е. обращаясь с ним как с поездом. Ребенок отказывается переменить значения слов «стол» и «лампа», потому что «на лампе нельзя будет писать, а стол будет гореть». Изменить название — значит, для него, изменить свойства вещи»…
«…ребенок не открывает связи между знаком и значением в самом начале возникновения речи и долгое время не приходит к осознанию этой связи»
«…То, что возникает к началу образования речи у ребенка, есть не открытие, что каждая вещь имеет свое имя, а новый способ обращения с вещами, именно их называние»
Л.С. Выготский
Издательство «Педагогика», 1984 г.
ОРУДИЕ И ЗНАК В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
«…ребенок не открывает связи между знаком и значением в самом начале возникновения речи и долгое время не приходит к осознанию этой связи»
Весь наш народ, включая науку, так и не сумел разобраться – что такое знак и что такое значение – и, какая между ними связь. Мы выросли, но не повзрослели.
http://live.cnews.ru/forum/index.php?showtopic=63592&st=0