Ученые из Смитсоновского института под руководством доктора Мориаки Ясухары ( Moriaki Yasuhara) изучали реакцию донных организмов — рачков класса Ostracoda на череду потеплений и похолоданий в плейстоценовую эпоху. Оказалось, что за последние 500 тыс. лет рачки пережили не меньше потрясений, связанных с климатическими катаклизмами, чем наземные обитатели.
Ископаемые панцири
Модель поведения ракушниковых остракод – класса крошечных ракообразных, внешне очень напоминающих моллюсков, ученые построили на нескольких показателях. С помощью ископаемых образцов они изучили их видовое богатство. А значения температуры за последние 500 тыс. лет ученые восстановили, проанализировав соотношение изотопов кислорода 18O/16O в донных отложениях.
По словам доктора Ясухары, остракоды славятся хорошей сохранностью своих панцирей в морских отложениях, поэтому и служат идеальным объектом для всевозможных палеореконструкций. Скважина ODP925, из которой извлекались отложения, а вместе с ними и ископаемые остракоды, находилась в тропической части Атлантического океана.
Ракушковые реагирует на климатические изменения
Климатологи говорят, что климат эпохи плейстоцена (2,588 млн — 11,4 тыс. лет назад) был очень нестабильным – теплые периоды сменялись эпохами похолодания. При этом в природе происходили очень серьезные изменения — уровень моря то опускался, то поднимался, и амплитуда колебаний, по самым скромным подсчетам, составляла не менее 100 метров. Естественно, что все природные системы реагировали на эти изменения очень остро.
Правда, по словам Ясухары, удивительно мало известно о том, что же происходило в эпоху плейстоцена с донными организмами.
«Наши модели показали, насколько отчетливо совпадает распределение видового разнообразия ракушниковых со значениями температуры воды за последние 500 тысяч лет. Причем колебания происходили с периодичностью один раз в 100 тысяч лет. С этими колебаниями очень хорошо коррелируют и циклы Миланковича — периодические изменения орбиты Земли. Во время эпохи похолодания разнообразие ракушниковых в тропических широтах Атлантики могло сокращаться до пяти видов. А когда теплело, их число увеличивалось до 25. В арктических широтах Атлантики таких резких скачков не происходило, хотя колебания температуры там были не меньше», — говорят авторы работы.
Показатели биологического разнообразия меняются с широтой. В тропических регионах всегда живет больше видов, чем в полярных – это одно их основных утверждений экологии, напоминают авторы работы. Что любопытно, в мировом океане эта тенденция тоже прекрасно сохраняется, и исходя из этих соображений полярные экосистемы должны быть менее устойчивыми. Но почему-то в случае с бентосными (донными) организмами это правило не работает. Почему, пока остается загадкой.
Куда шли ракушниковые
Доктор Ясухара добавляет: «Такие изменения в видовом составе бентосных сообществ никак не могли быть связаны с образованием или вымиранием некоторых видов. Дело в том, что 100 тысяч лет — слишком короткий срок для таких процессов». Чтобы понять, как же шли изменения , ученые рассмотрели характер распределения окаменелостей в отложениях. Как оказалось, они лежали в отложениях очень неровными слоями – явно преобладала скученность по границам. Это значит, предполагают ученые, что ракушниковые мигрировали в поисках места для жизни, а не просто вымирали, когда наступали неблагоприятные условия.
Статья с результатами исследований опубликована в журнале PNAS.