Биологи ставят эксперимент по примирению науки и веры. Художник-концептуалист Джонатон Китс (Jonathon Keats) из Сан-Франциско занят экзотической работой — он вычисляет ДНК Бога. Китс сошёл с ума? Возможно. Но вот загадка: почему ему помогают учёные из нескольких университетов и институтов США? Мистер Китс намерен доказать, что вера и наука — не противоречат друг другу. Сколько уже людей "сломало шею" на этом, скажем прямо, неблагодарном занятии. Но, думаем, курьёзное исследование художника заслуживает некоторого внимания. Он пробует применить строгий научный подход к разрешению совершенно абсурдных вопросов. Если Бог создал людей по своему образу и подобию, применимо ли к нему понятие ДНК, и куда следует поместить Бога на современном древе жизни? Разве не в его основание? Не совсем так. Китс рассматривает божественное с точки зрения биологии и полагает — для этой категории сущего необходимо создать новую ветвь на дереве жизни. Кстати, по научному это "растение" называется "филогенетическая карта". Все живые существа на планете представляют крошечные листочки этого "дерева", а самая крупная единица деления дерева — это три ветви: "Archaea", "Bacteria" и "Eucarya". Гигантские животное и растительное царства — части последней ветви. Джонатон предложил назвать новую основную ветвь "Divinea" (включающую всех богов всех религий), а также ввёл новый вид — Diveneus deus, подразумевая под ним монотеистического бога. Теперь художник занят странным исследованием: он пытается выяснить, к какой из прежних ветвей генетически ближе новая "божественная" ветвь. Вопрос не совсем уж абсурдный, если, конечно, принять игру с рассмотрением Бога как организма. Если прав Дарвин, рассуждает Китс, Бог должен быть больше похож на цианобактерии (они же — сине-зелёные водоросли) — самый древний организм, из известных нам. Если правы креационисты — то люди (или, скажем, обычные плодовые мушки — fruit fly) окажутся ближе к Богу по своему генетическому коду. Про сверхъестественные качества — не говорим. Бред? Похоже на то. Однако в затее художника приняли участие вполне серьёзные учёные — зоолог Марк Моффет (Mark Moffett) из Смитсоновского общества (Smithsonian Institution) и генетик Том Клин (Tom Cline) из университета Калифорнии в Беркли (University of California, Berkeley). "Обычно, чтобы узнать положение вида на филогенетическом дереве, нужно проанализировать его геномом, — без тени улыбки поясняет художник. — Но никто, с кем я общался, увы, не имел образца ДНК Бога". Тогда Китс придумал оригинальный ход. В чашки Петри и прочие пробирки исследователи поместили цианобактерии и плодовых мушек. Последние он взял из тех соображений, что биологически они куда ближе к людям, чем бактерии, а людей — увы — поместить в пробирки никак нельзя. Зато и бактерии, и мушки отличаются быстрым воспроизводством, что важно для опытов. Всего было четыре группы живых существ: цианобактерии подопытные и контрольные, мушки подопытные и контрольные. Всех поместили в одинаковые условия (температура, свет), но подопытным давали слушать… записи молитв. Разных: иудейских, мусульманских и христианских. Контрольные бактерии и мушки слушали всякую ерунду — FM-радиостанции. Китс предположил, что молитвы должны хоть капельку приблизить животных и бактерии к божеству — с точки зрения эволюции изменить их геном. Каким образом? "Божественной мутацией". Но как понять, стали ли подопытные организмы хоть на малую капельку ближе к Богу? Как и в любом научном исследовании — по признакам. Из известных нам признаков Бога Китс выделил два — всемогущество и вездесущность. Проверить могущество мушек и бактерий автор этого исследования не мог, зато приблизительным аналогом вездесущности посчитал темп воспроизводства. Опыт продолжался семь дней и ночей, после чего соратники по "научной теологии" подсчитали число организмов в колбах и норму их воспроизводства. Оказалось, и правда, одноклеточных водорослей и мушек, выставленных на семь суток под обработку молитвой, было намного больше, чем в контрольной группе (исходное их число было одинаковым). Увы, соотнести между собой темп размножения мушек и цианобактерий друзья не смогли, а значит, не решили пока — куда поместить Бога на дереве жизни. Но всё равно посчитали такое начало многообещающим и решили продолжить эксперименты. А чтобы развивать и продвигать свою идею, Китс создал Международную ассоциацию Божественной таксономии (International Association for Divine Taxonomy). Правда, пока в неё вошло очень мало людей. Безотносительно результата дальнейших, столь же странных, опытов, Китс поясняет, что главная цель его деятельности заключается в другом: наглядно показать, что классическая наука и религия (а ещё точнее — их представители) могут жить мирно и находить точки соприкосновения. Ведь верующие, обычно, не признают научного подхода к вопросу — что есть Бог, а учёные не считают религиозные догмы источником знаний. Закономерно, впрочем, что пока Китс добился лишь одного случая яркого единения клерикалов и маститых учёных. И те, и другие поспешили вылить на работу художника и его друзей-биологов ушат помоев.
Membrana.ru http://www.membrana.ru/ ПОДПИСИ К ФОТО (сверху вниз)
"Если Бог создал нас по своему подобию, значит в нас — частичка его ДНК?" — такова логика Ассоциации Божественной таксономии" (иллюстрация с сайта education.shu.edu). Пробирки с подопытными мушками. Как только авторы работы ухитрились их (мушек) поголовно пересчитать? (фото с сайта wired.com). Пробирки с цианобактериями. Точно пересчитать их не удалось (только на глаз), но Китс намерен в следующий раз использовать микроскоп (фото с сайта wired.com). Мистер Китс мечтает примирить науку и религию (фото с сайта wired.com).
|