Полностью устойчивый к лекарствам туберкулёз шагает по планете
Дмитрий Целиков | Послушать эту новость
Индийские врачи выделили неизлечимую форму туберкулёза.
Специалисты полагают, что это не более чем результат развития устойчивости патогена к лекарствам.
Заброшенный (по крайней мере так хочется думать) туберкулёзный диспансер в Нью-Йорке (фото baleze). |
Это третья страна, в которой возникла абсолютная лекарственно-устойчивая форма туберкулёза (totally drug-resistant tuberculosis, TDR-TB). В 2007 году её обнаружили в Италии, в 2009-м — в Иране. При этом специалисты отмечают, что данные о заболевании скудны и пока нельзя адекватно судить о степени его распространённости, а также о том, что именно оно собой представляет. Например, Джованни Мильори, директор Центра сотрудничества ВОЗ по туберкулёзу и лёгочным заболеваниям (Италия) считает, что TDR-TB — это наиболее смертоносная итерация форм туберкулёза с высокой лекарственной устойчивостью, которые появились за последнее десятилетие.
С 1960-х годов стандартными препаратами для лечения туберкулёза являются изониазид и рифампицин. Хотя устойчивость к ним периодически возникала и раньше, именно в 1990-х значительно возросло количество зарегистрированных случаев туберкулёза с широкой устойчивостью (extensively drug-resistant tuberculosis, XDR-TB; термин введён в 2006 году). По данным ВОЗ, эта форма распространена по крайней мере в 58 странах. Поражает она около 25 тыс. человек в год.
Эпидемиолог Кэрол Митник из Гарвардской медицинской школы (США) согласна с тем, что TDR-TB нельзя назвать чем-то новым. Она напоминает историю XDR-TB: к тому времени, когда исследователи занялись этой формой, она существовала уже не первый год. «Туберкулёз в целом получает не очень много внимания», — подчёркивает специалист.
Отчасти рост лекарственной устойчивости связан с осложнениями при лечении ВИЧ-инфицированных (13% случаев заболевания туберкулёзом, по данным ВОЗ). Но в самой значительной мере это проблема отношения к туберкулёзу в целом.
По данным прошлогоднего доклада ВОЗ, менее 5% впервые диагностированных или ранее получавших лечение пациентов проходят тестирование на лекарственную устойчивость. И лишь 16% пациентов с лекарственно-устойчивым туберкулёзом получают соответствующую терапию. «Устойчивость к лекарствам — результат халатности, — отмечает г-н Мильори. — Устойчивость имеет антропогенную природу: это итог неправильного лечения, неправильного режима, неправильной продолжительности лечения».
Это проблема не только и даже не столько плохих врачей, сколько плохой организации медицины, здравоохранения, социальной политики в целом. Например, пациент может не пройти полный курс лечения, нужных лекарств и оборудования может просто не оказаться под рукой.
Ещё одна сложность — диагностика. В качестве стандартного анализа ВОЗ рекомендует микроскопическое исследование мокроты — тест, разработанный более ста лет назад. Это доступный метод, но он зачастую даёт ложный отрицательный результат, не предоставляет информации о лекарственной чувствительности, а выполнение анализа порой занимает несколько недель — слишком большое «окно», за которое пациент может (а) получить неправильное лечение и (б) заразить кого-то.
К счастью, в 2010 году ВОЗ одобрила новый, быстрый и полностью автоматизированный тест Xpert, способный оценить устойчивость к первой линии рифампицина. По состоянию на июль 2011 года, новинкой уже начали пользоваться 26 стран, 145 государств имеют право приобрести комплекты по сниженной цене.
Возникновение штаммов, не реагирующих на лечение, обусловлено ещё и тем, что за последние полвека не появилось новых препаратов первой линии против туберкулёза, отмечает г-жа Митник.
В качестве основной причины смертности от инфекционных заболеваний туберкулёз уступает только ВИЧ. Несмотря на это, он не входит в число приоритетов фармацевтической промышленности. Ричард Шесон, директор Центра исследований туберкулёза Университета Джонса Хопкинса (США), говорит, что индустрия не видит достаточного потенциала прибыли на этом рынке. С другой стороны, по его словам, с ростом государственно-частного партнёрства в медисследованиях промышленность стала проявлять на порядок больше интереса, чем десять лет назад.
В 2011 году проведено 10 новых или повторных клинических испытаний противотуберкулёзных препаратов, которые способны либо сократить продолжительность лечения, либо улучшить результаты. Например, завершается третья фаза тестирования антибиотика моксифлоксацина, с помощью которого корпорация Bayer надеется снизить продолжительность стандартной терапии с шести до двух месяцев. Другие фармацевтические гиганты, Tibotec и Novartis, находятся на второй стадии испытаний препаратов, которые могут оказаться полезными при лечении лекарственно-устойчивых форм.
Подготовлено по материалам Nature News. Источник: science.compulenta.ru.
Рейтинг публикации:
|