Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Ультралегкие самолеты.

Ультралегкие самолеты.


27-04-2009, 01:23 | Необычные явления / Хроника необычного | разместил: Landgraf | комментариев: (0) | просмотров: (22 289)

Ультралегкие самолеты

 

 
alt
Мотопланер
Для чего делают сверхлегкие самолеты, вопрос скорее философский, чем практический. Единственная возможная практическая польза от ультралайтов - пониженный расход топлива из-за малого веса. Соответственно их можно использовать при патрулировании, продолжительных видеосъемках (как и делается в южных странах во время научно-исследовательской деятельности в природных заповедниках) и т.д. Однако учитывая малую комфортабельность - большинство ультралайтов делаются с открытой кабиной, высокую вероятность поломки (легкие материалы, форсированные двигатели и т.д.) коммерчески успешное применение одноместных летательных аппаратов в крупных фирмах видится весьма маловероятным. Поэтому истинная ниша ультралегких самолетов, преимущественно собственной сборки - любительские и частные полеты. Поэтому весь дальнейший материал изложен именно с этой точки зрения.

alt
Один из самых первых "ультралайтов"
Для полета в более менее спокойной атмосфере необходима на удивление маленькая мощность. Нередко поднимаются в воздух аппараты с двигателями от мопедов мощностью менее 10 л.с., а иногда даже использующие спаренные движки от старых бензопил.

Как правило, крылья делаются прямоугольной формы (здесь речь не идет о разновидностях дельталетов с не совсем жестким крылом) необходимой площади, винты используются тянущие или толкающие, разницы особой нет (хотя толкающий винт потребляет примерно на 10..15% больше мощности, зато конструктивно он чаще удобен), а хвост располагается на конце одной или нескольких трубок. Фузеляжа в традиционном смысле (как у бипланов, например) подобные аппараты обычно не имеют.

alt
 
Типичными представителями ультралегких самолетов являются ароплан Кудашева или, например, аппарат "Пчела-08" Г. Графеева из города Талгар Алма-Атинской области, представленный им на слета СЛА в Тушино в 1987 году. За границей подобных аппаратов делают еще больше, они используются в сельском хозяйстве, при съемках остросюжетных видеофильмов, очень популярны подобный схемы с поплавковым шасси для водного старта в районах с большим количеством озер, а также при изучении диких стад животных или лестбищ тюленей и т.д. Мощность двигателя таких самолетов колеблется от 20 до 35 л.с.

alt
Пчела-08 на слете СЛА в Тушино, 1987 г.

alt
"Птенец" Виктора Хрибкова с лодочным мотором 22 л.с., Тушино 1987 г.

Но ультралегкий класс самолетов не был бы так интересен, если бы не то огромное количество любителей, которые строят, испытывают и популяризируют нетрадиционные схемы. Здесь границы для творчества просто существуют...

alt
"Летающее крыло" Д.Дэвиса, 1988 г.
Например, существует целая область "бесхвосток", которые представляют собой классческие "летающие крылья". Эти аппараты довольно габаритны (площадь не менее 7…8 кв.м), сложнее в управлении, очень чувствительны к центровке и т.д., но зато обладают очень хорошей аэродинамикой (нет резко выступающих частей и разных трубчатых конструкций), скоростью и взлетно-посадочными характеристиками. Так, построенный Д.Дэвисом в 1988 году одноместный самолет с треугольным крылом под названием "Starship Alpha", двигателем мощностью всего 30 л.с. (примерно мощность двухцилиндрового двигателя автомобиля "Ока") и площадью 22.3 кв.м (вес пустого аппарата 255 кг, размах крыльев 12.2 м), способен пролететь на одной заправке до 5800 км на скорости 185 км/час (на экономичной мощности двигателя 50%). Запас топлива правда не маленький при этом - 325 литров. Другой его самолет, "Starship Gemini" с запасом в 120 литров топлива может улететь на 2400 км (этот уже помощнее, 65 л.с., но зато двухместный). Максимальная скорость обоих около 240 км/час, разбег 40..60 м, а скорость при посадке 70 км/час.

alt
"Кри-Кри" 2 двигателя по 15 л.с.
Но наиболее известными среди ультралегких самолетов являются "Кри-Кри" Коломбана (который был показан в фильме "Доспехи Бога" с Джэки Чаном в гл. роли) и его российский аналог - ульяновский "Е-12". Оба самолета оснащаются двумя маломощными тянущими двигателями. Отличие Кри-Кри от Е-12 в закрытой кабине, более совершенной аэродинамике и низком расположении крыльев (Кри-Кри - низкоплан, а Е-12 - высокоплан). Е-12 поставляется в виде набора-конструктора, цена от $3000 до $4500 (в зависимости от двигателей в комплекте, 7 или 14 л.с.), а Кри-Кри видимо только чертежами, цена 2650 FF (что за FF?). Для сравнения, приводим основные характеристики обоих самолетов.

 

alt
"Кри-Кри" в полете

Летно-технические характеристики "Кри-Кри"

полный размах крыла, м

4,9

полная площадь крыла, кв.м

3,1

удлинение крыла

7,75

полная длина самолёта, м

3,91

полная высота самолёта, м

1,2

диаметр воздушных винтов, м

0,695

длина кабины пилота, м

1,3

ширина кабины пилота, м

0,55

высота кабины пилота, м

0,82

двигатель, 2 шт.

JPX PUL-212

мощность, 2 шт.

по 15 л.с.

обороты, об/мин

6000

емкость топливного бака, л

23

максимальный вес пустого, кг

75

максимальный взлётный вес, кг

170

макс. скорость в пикировании, км/ч

280

макс. горизонтальная скорость, км/ч

220

макс. крейсерская скорость, км/ч

200

макс. скороподъёмность, м/с

6,5

макс. скороподъемность(с одним ДВС), м/с

1,5

потолок, м

5000

разбег, м

100

пробег, м

150

макс. дальность полёта, км

400

время полёта, ч

3

расход топлива, л/100 км

5

макс. перегрузки, g

+10/-5

макс. аэродинамич. качество

11

 

alt
"Е-12" 2 двигателя по 7 л.с.
Даже взгляду неспециалиста видно, что Е-12 на порядок проще в конструкции, а также не требует специализированных материалов вроде стеклопластика особой формы, как "Кри-Кри". Е-12 разбирается на части до 1.6 м и может храниться в квартирных условиях, например, на балконе. Вес конструкции (без топлива) всего 43 кг, это чуть ли не единственный самолет традиционной схемы, который могут один-два человека перевозить в общественном транспорте.

 

Летно-технические характеристики "Е-12":
Двигатель МП-5 или "Урал-2Т" Д-150
Длина фюзеляжа, мм 4100 4100
Размах крыла, мм 5040 5040
Площадь крыла, кв. м 4,6 4,6
Макс. взлетный вес, кг 125 140
Вес конструкции, кг 43 43
Вес пилота, кг 80 90
Мощность силовой установки, л.с. 2 * 7 = 14 2 * 10,5 = 21
Диаметр винтов, мм 710 630
Запас топлива, л 4 4-20
Расход топлива на 100 км, л 4 6
Скорость отрыва, км/ч 60 60
Посадочная скорость, км/ч 58 58
Kрейсерская скорость, км/ч 90-100 90-100
Макс. скорость, км/ч 130 130
Макс. вертикальная скорость, м/с 1,5-2 3-4
Разбег, м 90-120 60-80

 

alt
"Е-12" можно перевозить даже в автобусе
Как видно, "Кри-Кри" за счет более мощных двигателей и улучшенной аэродинамики намного маневренней и позволяет исполнять практически любые фигуры высшего пилотажа, однако Е-12 меньше потребляет топлива, дешевле, проще в ремонте и т.д. Другими словами, больше подходит для обычных развлекательных полетов и содержания частным владельцем без маниакального истребительского прошлого :-).

alt
Схема самолета "Кри-Кри"

alt
"Е-12" в сборе

Именно среди ультралегких самолетов попадаются аппараты с самым оригинальны дизайном и компоновкой. Чего стоит только австралийский "STRATOS ULTRALIGHT", у которого крылья органично соединены с большим хвостом, который тоже выполняет часть функций крыла. Его длина всего 2.48 м, а ширина 5.36 м. Это настолько компактный самолет, что его можно поместить в трейлер! Вес пустого самолета 78 кг, а максимальная скорость полета более 200 км/час. Наилучшее аэродинамическое качество 20:1, потолок: 4500 м, время полета от одной заправки: 5 часов 15 минут, допустимые перегрузки 9/-6 g.

alt
Stratos Ultralight

 
alt
X-14c
Другим интересным решением является улучшенная механизация крыла, которая компенсирует сверх малую площадь 1.9 кв.м. в аппарате Х-14c и X14d на малой скорости. Пилот может поворачивать всю плоскость крыла. Такой механизм используют птицы при приземлении и это конечно намного эффективней, чем закрылки у обычных самолетов.

 

alt
X-14d

alt
Самый маленький в мире самолет "Жирная пчела-2"
Осталось упоминуть еще об одном интересном конструкторском решении, которое может найти широкое применение при создании ультралегких самолетов. Некоторые исследования показывают, что если разместить одно крыло на другим таким образом, чтобы верхнее было немного скошено назад, то это значительно повышает аэродинамику самолета. В прошлом осуществлялись неоднократные попытки создать полиплан - компактный самолет с несколькими расположенными друг над другом крыльями, но на заре авиации в конструкциях верхние крылья всегда выступали вперед (как в бипланах, например, а Ан-2 "кукурузнике"). Ожидания конструкторов не оправдались, и только в последние годы с помощью компьютерного моделирования удалось выяснить, что скос должен быть назад. За подробностями обращайтесь к статье "На решетчатом крыле" О.Войцеха, опубликованной в журнале "Самолет" номер 5 за 2001 год.

alt
Самолет с решетчатым крылом

Достаточно сказать, что самым маленьким в мире самолетом, занесенным в Книгу Рекордов Гиннеса в 1988 году, является самолет "Жирная пчела-2" Роберта Старра с размахом крыльев всего 1.5 м.

Ссылки по теме:

 



Источник: pla.by.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится5



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map