Путешествие Лэнгстона Хьюза в советский Туркестан в 1932 году
В 1932 году советское правительство собрало группу негров США, чтобы снять в Крыму фильм «Чёрное и белое» о расизме в Америке. Фильм по разным причинам не удался, и Хьюз с товарищами решил отправиться в Среднюю Азию, которую он считал образцом того, как белые должны обращаться с туземцами.
В январе 1932 года к чернокожему 30-летнему Лэнгстону Хьюзу обратились сотрудники советского внешнеторгового ведомства «Амторг» с предложением отправиться в СССР в качестве сценариста антирасистского фильма. Хьюз набрал команду из 22 американских негров, в основном уроженцев нью-йоркского Гарлема. Он составил и смету фильма, на безумные по тем временам деньги – 200 тысяч долларов. Эта сумма включала переезд съёмочной группы, закупку оборудования, декорации, зарплату, и т.д.
По приезду в СССР оказалось, что сценарий «Чёрного и белого» уже был написан каким-то советским сценаристом. «Который никогда не посещал США, а потому собрал солянку из благих намерений и ошибочных фактов», – вспоминал позднее Хьюз. В итоге группа сначала просидела в Москве месяц, потом всё же отправилась в Крым, где сняла несколько пробных сцен. В итоге в августе 1932 года из правительства пришла директива о прекращении съёмок. Как утверждал Хьюз, основанием для отказа послужило боязнь верхушки СССР ссоры с США, которые тогда принимали активное участие в индустриализации страны советов.
(Съёмочная группа Хьюза)
Но в деньгах все 22 американских негра ущемлены не были – им выплатили всю оговоренную контрактом сумму и рекомендовали вернуться в США. Однако Хьюз и 10 его товарищей просили разрешить им съездить в советский Туркестан – посмотреть, как живут там местные туземцы и как советская власть их цивилизуют. Около месяца эта группа ждала ответа. Наконец, осенью разрешение было получено, и они отправились в Среднюю Азию.
Хьюз и товарищи стали первыми американцами, приехавшими в Среднюю Азию с фотоаппаратом. Их поездка пришлась на пик голода в СССР. Однако, как позднее вспоминал Хьюз, его не поразили масштабы бедности среди простого населения в России, Казахстане и Туркестане. «Негры юга США жили также и даже хуже. В штате Алабама у них был примерно такой же уровень жизни, как у крестьян в Саратове, а прав – и того меньше», – объяснял он.
В Ашхабаде Хьюз встретил журналиста Артура Кестлера, ставшего позднее знаменитым, особенно в среде американских троцкистов. Кестлер запомнился Хьюзу тем, что постоянно слушал пластинку Yiddishe Momma, а также «сравнивал себя с доктором Левингстоном, первооткрывателем дикой Африки». Сам же Хьюз за глаза называл его «диким венгром».
Кестлер присоединился к экспедиции Хьюза, чем оказал большую услугу, так как он знал русский и английский, и мог выступать переводчиком. Интересно, что увиденное ими в Туркестане произвело совершенно разное впечатление на обоих. Кестлер отразил эти воспоминания в книге «Темнота в полдень» в 1954 году, а Хьюз – в мемуарах I Wonder. Кестлер воспринимал советскую Азию с точки зрения «бремени белого человека», его раздражала антисанитария и отсталость местного населения, нежелание отказаться от средневековых привычек. Хьюз же восторгался советским экспериментом по цивилизации азиатов.
(Хьюз сидит в центре)
Кестлер больше внимания уделял политике в Средней Азии, а не повседневной жизни. Хьюз вспоминает, что его попутчик несколько дней не мог оторваться от процесса над главой Ашхабада Аттой Курдовым, обвиняемым в контрреволюции. «Я не сомневаюсь, что Курдов и его люди были плохими и виновными в преступлении», – говорил Кестлер. Позднее, правда, Кестлер вспоминал этот процесс как «издевку над правосудием».
Далее группа Хьюза и Кестлера направились на восток, в современный Узбекистан. Хьюз также встретил там американских агрономов, привезших семена хлопка из США и обучавших узбеков выращивать эту культуру.
В этом хлопковом колхозе, в 40 милях от Ташкента Хьюз и товарищи провели длительное время, встретив там Рождество (к ним присоединились и американские агрономы). За счёт советского правительства, как вспоминал Хьюз, они ели там плов и лепёшки, а также пили зелёный чай.
В феврале 1933 года Хьюз со своей группой покинули Туркестан, а в марте того же года – СССР. Чернокожий американец за время пребывания в СССР заработал около 4 тысяч долларов (примерный заработок среднего американца за 2 года в то время), передвигался, жил и питался он за счёт советского бюджета. Его сослуживцам выплатили около 2 тысяч долларов. Но эти затраты пошли впрок для СССР: Хьюз до конца жизни оставался поклонником Советского Союза, а эмансипировать американских негров он предлагал по примеру народностей Средней Азии. В 1950-е он даже предлагал создание автономии для негров на юге США, за что попал на заметку комиссии сенатора Маккарти.
"Их поездка пришлась на пик голода в СССР. Однако, как позднее вспоминал Хьюз, его не поразили масштабы бедности среди простого населения в России, Казахстане и Туркестане. «Негры юга США жили также и даже хуже. В штате Алабама у них был примерно такой же уровень жизни, как у крестьян в Саратове, а прав – и того меньше», – объяснял он"
Или вот это:
"В феврале 1933 года Хьюз со своей группой покинули Туркестан, а в марте того же года – СССР. Чернокожий американец за время пребывания в СССР заработал около 4 тысяч долларов (примерный заработок среднего американца за 2 года в то время), передвигался, жил и питался он за счёт советского бюджета. Его сослуживцам выплатили около 2 тысяч долларов. Но эти затраты пошли впрок для СССР: Хьюз до конца жизни оставался поклонником Советского Союза, а эмансипировать американских негров он предлагал по примеру народностей Средней Азии"
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
На улицах в туалет? Так это Алма-ата. Казахстан. А казахи всегда были кочевниками, их советская власть оседлыми сделала и от вымирания спасла. Вот их степные привычки и вылазили. В Ташкенте такого не было никогда. Узбеки тысячи лет оседлы. Города по 3-5 тысяч лет, Самарканд, Хива, Хорезм и т.д.
» #5 написал: Zolotay (6 июля 2011 18:04) Статус: |
Как описывали в то время сами американцы, жизнь негров у них была такая же или даже хуже, чем в республиках Средней Азии. И прав было меньше. Уж не будем мы американцев считать пропагандерами СССР? Нет!
Я не акцентировала на правах и неграх. Просто рассказала пример из реальной жизни. Но, думаю, что прав у негров было меньше. Всё же они были рабами.
» #2 написал: poisk-istini (6 июля 2011 17:22) Статус: |
Голодно было так, что если в основном одни солёные помидоры. С тех пор и до конца жизни она не могла даже смотреть на солёные помидоры. И ещё её поразил один факт. Местные жители на улицах периодически присаживались ... в туалет.
Как описывали в то время сами американцы, жизнь негров у них была такая же или даже хуже, чем в республиках Средней Азии. И прав было меньше.
Уж не будем мы американцев считать пропагандерами СССР? Нет!
» #1 написал: Zolotay (6 июля 2011 17:11) Статус: |
Моя бабушка (Другая. У меня их было 2 ), как раз в описываемые в статье годы, после учёбы была распределена на работу в Алма-Ату. Голодно было так, что если в основном одни солёные помидоры. С тех пор и до конца жизни она не могла даже смотреть на солёные помидоры. И ещё её поразил один факт. Местные жители на улицах периодически присаживались ... в туалет.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
ему бы, сейчас, в тот же Харбин съездить
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1108
Рейтинг поста:
На улицах в туалет? Так это Алма-ата. Казахстан. А казахи всегда были кочевниками, их советская власть оседлыми сделала и от вымирания спасла. Вот их степные привычки и вылазили. В Ташкенте такого не было никогда. Узбеки тысячи лет оседлы. Города по 3-5 тысяч лет, Самарканд, Хива, Хорезм и т.д.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 178
Рейтинг поста:
Охотно верю. Разве, я утверждала обратное?
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Здесь тоже реальный пример из жизни.
Американцы вот посчитали, что люди тогда в Средней Азии жили не хуже, чем негры в США
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 178
Рейтинг поста:
Я не акцентировала на правах и неграх. Просто рассказала пример из реальной жизни. Но, думаю, что прав у негров было меньше. Всё же они были рабами.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Как описывали в то время сами американцы, жизнь негров у них была такая же или даже хуже, чем в республиках Средней Азии. И прав было меньше.
Уж не будем мы американцев считать пропагандерами СССР? Нет!
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 178
Рейтинг поста:
Моя бабушка (Другая. У меня их было 2 ), как раз в описываемые в статье годы, после учёбы была распределена на работу в Алма-Ату. Голодно было так, что если в основном одни солёные помидоры. С тех пор и до конца жизни она не могла даже смотреть на солёные помидоры. И ещё её поразил один факт. Местные жители на улицах периодически присаживались ... в туалет.