29.12.10.Дмитрий Смирнов.
Украинские и российские ученые-биологи по результатам проведенных в этом году научных экспедиций в Черном море сделали весьма печальный вывод — жизнь в этом уникальном водоеме находится на грани исчезновения. В Черном море больше не водится скумбрия и калкан, а через 10 лет море может умереть окончательно.
Последняя тройка
Специалисты севастопольского Института биологии южных морей провели в течение этого года пять специальных исследовательских экспедиций, чтобы узнать общее состояние экологической системы Черного моря. Последний раз подобные исследования проводились 25 лет назад, и ученые поражены темпами исчезновения морской флоры и фауны в регионе: от северо-западной части Черного моря до Керченского пролива. Еще несколько лет назад считалось, что ресурсов моря должно хватить, еще, как минимум на 150 лет, но теперь стал очевиден истинный масштаб черноморского апокалипсиса. «Ранее основными видами промысловых черноморских рыб были: севрюга, осетр, камбала калкан, скумбрия, луфари, — утверждает замдиректора Института биологии южных морей по научной работе Юрий Токарев.
— Сейчас эти ценные сорта исчезли. Более того, в море осталось лишь три, последних вида рыб, популяция которых еще более-менее существует, это — тюлька, шпрот и хамса. Причем хамса составляет 90% всей живности, которая водится в Черном море». Катастрофа в мутной воде Биологи называют три главных причины теперешнего «предсмертного» состояния экосистемы, главная из которых — неконтролируемое донное траление. «До 90-х годов прошлого века в Черном море было запрещено использование траловых судов, — продолжает Юрий Токарев. — Теперь такого закона в Украине нет и варварское траление дна повсеместно выполняется рыболовными компаниями в попытках экономического выживания или наживы. Взбаламучивается и уничтожается все, что есть на дне, включая традиционные места нереста.
Ярчайший пример — состояние северо-западной части Черного моря, где прежде на площади порядка 10000 гектаров росли уникальные красные водоросли филлофора. В них обитали ракообразные, определенные виды рыб, а теперь этого нет: водоросли погибли, популяции морских сообществ тоже, так как тральщики угробили экосистему». По мнению севастопольских биологов, если такая тенденция сохранится, то жить Черному морю останется всего около десятилетия. Однако есть и те, кто не согласен с выводами ученых. В частности рыболовы уверены, что ситуацию в море усугубляют добыча нефти и газа. «Траление не самое большое зло, — уверен замдиректора одного из черноморских рыболовецких предприятий Андрей Скорицкий.
— Причина ситуации в том, что в этой части Черного моря стали активно добываться газ и нефть, резко возросли грузовые потоки водного транспорта. При глубинах 20-22 метра ходят суда по 100 тысяч тонн водоизмещения, винты которых взмучивают донные осадки, и течением это разносится на большое расстояние. В результате прозрачность воды уменьшается, солнечная радиация проходит хуже, и рыба погибает». Яркий пример этим доводам замдиректора считает ситуацию в августе прошлого года, когда после многодневного курсирования в северо-западном регионе украинской промышленной газодобывающей флотилии, была зафиксирована массовая гибель рыбы у побережья Херсонской области. Тогда за неделю на берег выбросило более миллиона мертвых рыб.
Реквием по мидиям
Второй основной причиной катастрофической гибели экосистемы ученые Института биологии южных морей называют эпидемию размножения «моллюсков-эмигрантов». «Каждый день суда, прибывающие в Крым, сбрасывают в море десятки тысяч тонн так называемых балластных вод, — рассказывает Юрий Токарев. — В результате в воду попадают морские организмы, которые в естественных условиях не должны находиться в Черном море. И эти организмы уничтожают колонии черноморских мидий — главных санитаров-чистильщиков экосистемы. Кстати, самым агрессивным «пришельцем» является моллюск рапана, не имеющий здесь естественных врагов».
Вдоль всего крымского побережья лишь в одном месте, в Керченском проливе, обнаружили один единственный экземпляр живой иловой мидии, — признаются специалисты института. Для того чтобы предотвратить перемещение морских организмов вместе с балластными водами, в 2004 году ряд государств под эгидой Международной морской организации, подписали «Конвенцию по управлению балластными водами». Однако до сих пор она не вступила в силу, так как несколько стран, включая Украину, не ратифицировали ее.
Прогноз, близкий к некрологу
Третий камень экологического преткновения — массовая застройка черноморского побережья Крыма виллами, пансионатами и санаториями.
Экосистема Черного моря крайне негативно трансформируется, не справляясь с огромным количеством бытовых отходов, — говорит ведущий специалист российско-украинского независимого Фонда биологических исследований «Тристан» Геннадий Берг. —Стоки идут в бухты ЮБК, других регионов и эти бухты стали почти мертвыми. Типичная картина черноморского шельфа в районах такой застройки: все дно покрыто серо-коричневым налетом, в котором остатки бетона, цементной пыли и различных химических материалов, применяемых сегодня в строительстве». Показатели загрязнения, по словам специалиста, очень удручающие, а если принять во внимание то, что украинские и крымские власти собираются в ближайшее время многократно увеличивать туристическую нагрузку Крыма, то прогноз экологического состояния Черного моря близок, скорее, к некрологу.
При этом весьма странной выгладит реакция чиновников на заявления ученых-биологов. В Республиканском комитете АРК по охране окружающей природной среды комментировать ситуацию не спешат. «Во всех фактах еще нужно разобраться и проверить, — отметил глава Рескомитета Евгений Бубнов — Сгущать краски пока не стоит. Думаю, в начале следующего года мы проведем мониторинг и дадим какие-то комментарии».
Источник: Крым.comments.ua
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
А то,что разогрев Земли заставляет подниматься со дна Черного моря сероводород,вроде как никто не заметил...