В Ленинградской области потерпел крушение самолет, пострадавших нет. Впрочем, их и не могло быть: этот летательный аппарат обходится без пилота.
Сотрудники Росприроднадзора начали испытывать самолет-шпион, предназначенный для оперативного выявления различных нарушений закона. Для специалистов это единственный доступный способ понаблюдать за подведомственными территориями с высоты. Полеты на вертолетах, как и снимки со спутников, обходятся слишком дорого.
О неудачных испытаниях — корреспондент НТВ Дмитрий Павлов.
Ставка на импровизацию и в то же время точный расчет. Лесную дорогу решили использовать как взлетно-посадочную полосу. Под открытым небом развернули диспетчерскую. Цель — порт Усть-Луга. Задача — узнать, чем дышат на грузовых терминалах.
Василий Фёдоров, заместитель начальника Департамента Росприроднадзора по Северо-западному федеральному округу: «Как показывает практика, это наиболее проблемные участки работы при перегрузки в портах. Так как грузы сыпучие, при перевалке этих грузов, при нарушении техники перевалки мы можем наблюдать шлифовые остатки, запыление как территории, так и акватории порта».
Беспилотник «Стерх», что означает белый аист, действительно, как птица. Легкий, почти бесшумный и с глазами. В крыле фото-, в носу под винтом видеокамера. Изображение на землю передается в режиме онлайн.
Василий Фёдоров, заместитель начальника Департамента Росприроднадзора по Северо-западному федеральному округу: «Съемка, я думаю, будет прекрасная. Преимущество аппарата в том, что он ведет съемку с достаточно малых высот. Примерно со 100–150 метров».
В департаменте Росприроднадзора посчитали, что беспилотник — это универсальный ключ ко всем закрытым от посторонних глаз объектам. Конструкторы уверяют, что плохая видимость для «Стерха» не помеха, а дополнительная маскировка. А им самим наблюдать самолет в воздухе вовсе необязательно.
Александр Юрченко, техник-конструктор беспилотного летательного аппарата «Стерх»: «Мы просто задаем координаты, куда ему лететь. Там загружается карта. На карте можно координату ввести, либо ткнуть мышкой туда, куда лететь. И он сам полетит на автопилоте».
Такая уверенность от того, что «Стерх» уже летал в разведку и прекрасно себя зарекомендовал. Но это было летом, когда беспилотник наблюдал за лесными пожарами под Москвой. Петербургская же зима внесла свои коррективы. Взлет, камера работает, идет трансляция, но внезапно она прерывается. Самолет возвращают на базу. Выясняется: беспилотник слишком долго находился на морозе.
Александр Юрченко, меняя батарейку, даже не подозревает, чем закончится второй запуск. «Стерх» уходит в сторону, исчезает из виду, а через несколько секунд пропадает и радиосвязь с ним. Самолет становиться неуправляемым. Диспетчер отводит глаза от монитора, чтобы не видеть, как камера беспилотника фиксирует его падение.
С одной стороны, первый вылет «Белого аиста» по заданию Росприроднадзора закончился крахом. Самолет через несколько минут после взлета вошел в штопор и рухнул в лесу. Но, с другой, конструкторы сделали для себя некоторые открытия. Например, они выяснили, что не стоит устраивать взлетно-посадочную полосу рядом с подстанцией. Магнитные бури для беспилотника гораздо страшнее снегопада.