Люди часто поступают иррационально, даже не осознавая этого: мы орем на экран телевизора, хотя вратарь точно нас не услышит. Мы съеживаемся и боимся сделать шаг

Специально для mixstuff – Светлана Бодрик

Люди часто поступают неразумно, даже не осознавая этого: мы орем на экран телевизора, хотя вратарь точно нас не услышит. Мы съеживаемся и боимся сделать шаг по стеклянному мосту над пропастью, хотя знаем, что нам ничто не угрожает. Большинство из нас, наверняка, не стали бы пить из ночного горшка, даже если бы знали, что его начисто вымыли и простерилизовали. Все эти реакции являются примерами малоизвестного психического состояния, называемого alief: реакция, которая противоречит убеждению.

Примеры из реальной жизни

Это происходит по-разному. Самый распространенный пример: вспомните чувство страха, которое охватывает вас во время кульминационного момента фильма, который вы видели миллион раз, или, как дрожит ваша губа и слезы наворачиваются на глаза, когда умирает вымышленный экранный персонаж. Вы знаете, что все это не происходит в реальности, но ваши эмоции это не волнует. То же самое относится и к ситуации, когда вы смотрите вниз, стоя на скале. Вряд ли это опасно, ведь вы стоите не на самом краю, но все равно вы чувствуете, как ваш желудок сжимается. Наши суеверия также приводят к реакциям, которые противоречат убеждениям. Вы прекрасно знаете, что на самом деле ничего не происходит, когда вы стучите по дереву, но, делая это, вы чувствуете себя лучше и безопаснее, поэтому делаете это опять и опять.

В большинстве случаев такие реакции безвредны или даже приятны. Как пишет психолог Пол Блум: «Дело в том, что наш разум отчасти безразличен к контрасту между событиями, которые мы считаем реальными, и теми, которые кажутся реальными или, которые реальны лишь в нашем воображении».

Когда наши реакции не так уж и безвредны

Однако иногда такие спонтанные реакции работают против нас. Наиболее коварно это проявляется в случае расовых предрассудков, когда человек, который может быть даже признанным антирасистом, непреднамеренно ведет себя как настоящий расист. В своей статье философ Тамар Сабо Гендлер обобщил итоги исследования о том, как расизм пронизывает общество, хоть мы зачастую этого не осознаем: как это ни прискорбно, наша тенденция ассоциировать тьму с аморальностью и грязью немало поспособствовала широкому распространению нетерпимости белых по отношению к другим расам. Сканирование мозга как чернокожих, так и белых американцев демонстрирует бо́льшую активность в мозжечковой миндалине, которая участвует в автономных реакциях, связанных со страхом, когда им показывают изображения или фотографии людей другой расы.

К счастью, есть способ бороться с этим. Одно исследование показало, что люди, которых просили нажимать кнопку «НЕТ» каждый раз, когда они видели стереотипное изображение, и «ДА», когда они видели изображение, которое нарушало стереотип, намного быстрее стали отказываться от стереотипов. Другое исследование показало, что люди, которых просили представить нестереотипного человека в своем уме, позже «создавали значительно более слабые автоматические стереотипы». Это означает, что поиск таких людей, которые не соответствуют фанатичным стереотипам на индивидуальном уровне, и поддержка СМИ и компаний, которые определяют людей на нестереотипные роли на общественном уровне, могут оказать большое влияние в борьбе с темными сторонами реакций, которые противоречат нашим убеждениям.