Как часто мы обращаем внимание на вселенные и миры других созданий? Тех, что намного меньше нас, тех, для кого мы являемся не познанными могучими великанами, способными в одно мгновение лишить жизни их города, колонии.
У каждого из 50 тысяч жильцов пчелиного улья своя обязанность, функция, подчинённая интересам всего улья. Это сложнейшая система, которая проявляет многие признаки разумности. К сожалению, учёные до сих пор не могут толком объяснить эту разумность, либо списывают всё на туманную и загадочную “генную память”, либо возлагают все эти странности на аромосенсоры. То есть, по официальной общепризнанной версии, все сложнейшие социальные взаимодействия, которые наблюдаются у пчёл, происходят с помощью запахов. Ущербность этой версии понятна хотя бы на примере закона критической массы.
Известно, что только при достижении определённой численности улей проявляет способность к самоорганизации. Не логичней ли каждую особь общественных насекомых рассматривать как отдельные клетки некоего огромного мозга? Пока все необходимые клеточки не соберутся, мозг не заработает. По крайней мере, эта версия объясняет закон критической массы, когда количество переходит в качество. Каждая отдельно взятая клеточка полностью беспомощна, и только все вместе они создают некий продукт: мысли, программу действий, варианты решений. Пытаться объяснить или создать модель сообщества общественных насекомых без учета пси-поля - это то же самое, что объяснять поведение железных опилок без учета магнитного поля, предполагая, что опилки перемещаются под воздействием неких генетических программ, заложенных в память каждой отдельной частички железа. Ну или с помощью определённых сенсоров каждая опилка передаёт информацию всему рисунку.
Конечно, природу пси-полей и принципы их функционирования не удается на сегодняшний день объяснить в категориях традиционных физики и химии.
Но давайте представим, что каждая отдельная особь имеет свою нервную систему - пси-систему, которая создает вокруг пчелы защитную оболочку, сохраняющую ее индивидуальность при примитивности ее поведенческих реакций. При повышении концентрации пчёл генерируемые всеми пчёлами пси-поля начинают разрушать индивидуальные защитные оболочки. И когда концентрация численности становится критической для этого вида, происходит распад индивидуальных защитных оболочек и возникает одна общая для всех защитная оболочка колонии. Каждая особь при этом приобретает открытую пси-систему и становится частицей единой нервной системы всего общества. Именно такая нервная система улья объясняет сложные и действительно разумные действия.
При этом не отрицается роль передачи информации между отдельными особями с помощью обычных органов чувств и другой системы коммуникаций. У пчел, например, это их знаменитый язык танца, которым они делятся самой разнообразной информацией.
Иными словами, сообщество общественных насекомых представляет собой один единый организм, как бы распыленный в пространстве, разъятый на отдельные элементы. То есть это организм с единым разумом, но со множеством тел. Проблема в том, что наука пока не располагает приборами, способными это доказать. Но, может быть, если мы ответим на вопрос, каким образом не только животные, но и примитивные - с нашей точки зрения - насекомые находят совместные варианты решений проблем, тогда и нам самим удастся как-то лучше организовать и свою жизнь? А может быть для человеческого организма, имеющего сложную и высокоорганизованную нервную систему, нейроны которой вполне самодостаточны, подобное состояние надорганизма является шагом назад в развитии, и те, кто вводит массы людей в состояние толпы, загоняет их в города-человейники, прекрасно об этом знает? Подумайте над этим на досуге, а пока посмотрите видео, в котором отражён не только эта, но и некоторые другие удивительные тайны пчёл: