Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторам
Тендеры и госзакупки Маркетинговые исследования Бизнес планы Авиабилеты и отели

Дед, я тебя помню…

Загрузка...

Работа Дмитрия Медведева над «ошибками» страны...
Управление, как реальность: кое-что о Фурсенко, образовании...
Новые реалии методологии управления
Алекс Зес: Тезисы управления
США:У нас мало времени! Час расплаты близок!
Л.Ларуш: Америка рухнет первой. "Мы входим в период бунтов"
Теоретическая география

» » » Астрофизики заподозрили в Оумуамуа межзвездный парусник

» Астрофизики заподозрили в Оумуамуа межзвездный парусник
24-11-2018, 14:29 | Необычные явления / Хроника необычного | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (3 553)

Астрофизики заподозрили в Оумуамуа межзвездный парусник

Первый в истории пришелец из галактического пространства — астероид Оумуамуа — может быть межзвездным парусником, считают астрофизики из Гарварда Абрахам Лоеб (Abraham Loeb) и Шмуль Бялый (Shmuel Bialy). По их мнению, эта гипотеза позволяет понять, откуда у этого объекта дополнительное ускорение, которое нельзя объяснить ни гравитацией Солнца и планет, ни солнечным ветром. Свою гипотезу ученые изложили в статье, отправленной в Astrophysical Journal Letters, но пока не принятой к печати.

Оумуамуа был впервые обнаружен астрономами 18 октября 2017 года, и первоначально его посчитали кометой. Наблюдения за объектом показали, что он движется со скоростью около 26 километров в секунду по незамкнутой гиперболической траектории. Это означает, что объект прилетел из-за пределов Солнечной системы и вскоре покинет ее. Ученые не обнаружили у объекта признаков кометной природы — комы (облака газа) вокруг него не было, поэтому его «переквалифицировали» в астероид. Позже дополнительные наблюдения с помощью оптических телескопов показали, что объект имеет вытянутую сигарообразную форму, красноватый оттенок и высокую плотность.

В июне 2018 году астрономы, которые вели измерения траектории Оумуамуа с помощью космического телескопа «Xaббл», европейского телескопа VLT в Чили, а также франко-канадского телескопа CFHT на Гавайях, обнаружили очень слабое «постороннее» ускорение — около 4,9 × 10−6 м/с2, которое нельзя было объяснить ни гравитацией Солнца и планет, ни влиянием солнечного ветра. Ученые проанализировали причины, которые могли создавать это ускорение: эффект Ярковского, влияние невидимого спутника, взаимодействие магнитного поля Оумуамуа (если оно есть) с солнечным ветром — однако в итоге пришли к выводу, что такое ускорение могут создавать струи газа и пыли, в которое превращаются летучие вещества на поверхности объекта при приближении к Солнцу.

Такой эффект «дегазации» очень хорошо известен для комет, однако до того момента никаких признаков кометной активности у Оумуамуа обнаружено не было. Бялый и Лоэб пишут, что если бы Оумуамуа действительно был кометой, то наиболее заметный эффект «дегазации» наблюдался бы при максимальном сближении с Солнцем. Кроме того, отмечают они, струи газа заставляли бы быстро меняться параметры вращения тела, чего по факту не наблюдалось.

Сотрудники Гарвард-Смитсонианского центра астрофизики Лоэб и Бялый решили проверить другую возможность, согласно которой дополнительное ускорение создается давлением солнечного излучения, то есть Оумуамуа на деле представляет собой солнечный парусник. Их расчеты показали, что соотношение массы к площади в этом случае составляет около 0,1 г/м2, то есть толщина паруса должна составлять примерно 0,3-0,9 миллиметра. Авторы отмечают, что отношение массы к площади у всех известных объектов Солнечной системы на порядок выше, а значит, мы имеем дело либо с принципиально новым классом небесных тел, либо это искусственный объект. Согласно их расчетам, даже такой экстремально тонкий объект мог пережить межзвездное путешествие на расстояние в килопарсеки.

В последнем случае это может быть фрагмент космического мусора, обломок инопланетного космического корабля, либо межзвездный разведывательный корабль, сознательно отправленный другими цивилизациями в окрестности Земли. Лоэб и Бялый рассчитывают, что будущий обзорный телескоп LSST сможет обнаружить новые объекты, подобные Оумуамуа.

Ранее участники проекта по поиску внеземных цивилизаций Breakthrough Listen (в число которых входит и Лоэб) организовали серию наблюдений межзвездного астероида, чтобы удостовериться, что он не испускает никаких искусственных сигналов. Ничего необычного услышать не удалось.

Сергей Кузнецов