Следователь: «Доктор, а кто вас брил на необитаемом острове все эти дни после авиакатастрофы?»
(«Молчание доктора Ивенса.» Советский фильм.)
Не утихающие разговоры на тему летали - не летали американцы на Луну в основном сводятся к двум темам:
-наличие или отсутствие доказательств таких полетов
-наличие технических возможностей полета и высадки на Луну.
Мне кажется, что не менее интересна другая сторона вопроса, в значительной мере проясняющая споры вокруг отдельных событий и участников, а именно – как, при каких обстоятельствах и почему стали возможны и «полет» и «высадка».
Всегда было так, что вторжение человека в новые, не исследованные миры будь то географические, научные, технические или другие, никогда не проходило гладко, а протекало всегда очень драматично с взлетами и падениями - тонули, попадали на стол людоедам, облучались, убивались молнией и током, заболевали неизвестными болезнями и вообще претерпевали массу других больших и малых трудностей и испытаний. Космос, принципиально новая среда, с которой доселе человечеству сталкиваться не приходилось, не мог стать исключением, счет человеческим жертвам идет на десятки. На недостаток знаний о новом мире накладывались и несовершенство техники и технологий тех лет и неготовность человеческого организма к новой, чуждой для него, среде обитания и невежество. Вот только два примера первых шагов в космос.
На корабле «Восток», на котором полетел Ю. Гагарин, отсутствовали очень важные компоненты: система аварийного спасения на старте и система мягкой посадки корабля. Из конструкции корабля была убрана дублирующая тормозная установка. Это решение было обосновано тем, что при запуске корабля на низкую (до 200 км) орбиту он в любом случае в течении 10 суток сошел бы с нее вследствие естественного торможения о верхние слои атмосферы. Вся система жизнеобеспечения была рассчитана на 10 суток. Но из-за отказа системы радиоуправления, выключение двигателей 3-й ступени дублирующим прибором произошло на высоте, оказавшейся на 100 км выше расчетной. Не сработай, в такой ситуации, единственный тормозной двигатель - Гагарин был бы обречен. Но двигатель сработал, правда с недобором импульса, вследствие чего автоматика выдала запрет на разделение отсеков и в течение 10 минут корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. После входа в более плотные слои атмосферы, соединяющие кабели перегорели, и отсеки все-таки разделились. Спуск проходил с 8-10 кратными перегрузками, на смену которым пришла психологическая нагрузка - после входа в атмосферу загорелась обшивка корабля, по стеклам иллюминаторов потекли струи жидкого металла, а сама кабина начала потрескивать. На высоте 7 км измученный Гагарин катапультировался. После чего он едва не задохнулся из-за того, что не смог сразу открыть клапан для доступа наружного воздуха. Полетевший вслед за Ю. Гагариным Г. Титов, который был самым годным по медицинским показаниям во всем отряде космонавтом и полет которого, в отличие от короткого Гагаринского, длился более суток, испытал и другие «прелести» новой среды - головокружение и тошноту. Приходилось контролировать каждое движение.
Второй пример - полет корабля «Восход-2» и выход в открытый космос А. Леонова, при которых случились следующие «неприятности». У космонавта Леонова раздуло скафандр и он, оказавшись на волосок от гибели, вопреки инструкции, стравил воздух из скафандра и залез в люк не ногами, а головой вперед. Потом у «Восхода» отказала система ориентации. Беляев - командир корабля вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. В результате посадка произошла не в заданном районе, а почти за 200 км., в густой заснеженной тайге, где на помощь космонавтам пришли местные лесники, доставленные спасательным вертолетом.
Вот так, с первых шагов в неизведанное, и проявилось то, что удачу от трагедии отделяет тонкая грань случайностей и везения. Каждый новый шаг давался с трудом, проблемы росли и множились. Не забудем отметить, что это было покорение ближайшего космоса, низкой околоземной орбиты, где еще есть гравитационная связь с родной Землей и еще много спасительной атмосферы, где тебе на помощь всегда готовы прийти местные лесники. Речь не идет о настоящем, открытом космосе, где ничего этого нет, где неизвестные и неизведанные опасности на каждом шагу, где, если что, никто не поможет! Недаром руководитель отряда советских космонавтов Н. П. Каманин оценивал вероятность успешной высадки на Луну в 0,1 % (один шанс из тысячи). Добавим, при фантастическом, запредельном везении! Оценку Каманина можно дополнить видением проблем нашими современниками, так сказать взглядом из 21 века. А для исключения предвзятости возьмем оценку американских специалистов, работавших в комиссии НАСА созданной в рамках программы «Созвездие» (программа возвращения на Луну к 2020г.). Комиссия задавалась вопросами, искала и не находила ответы, способные обеспечить это самое «возвращение», такие как:
-наличие или возможность изготовления теплозащитного экрана для тепловой защиты корабля способного выдержать температурный напор при гиперзвуковом (2-я космическая скорость) входе корабля в атмосферу Земли
-как обеспечить безопасность экипажа при отсутствии данных о радиации за пределами низкой околоземной орбиты и на Луне (в том числе при прохождении радиационных поясов Ван Аллена) и при отсутствии данных о реакции человеческого организма на космическую радиацию и биологические последствия
-как решать проблему глубоких «гравитационных колодцев» при взлете с поверхности Луны
-где взять двигатели для первой ступени ракетоносителя? Моделирование работы двигателя F-1, стоявшем на «Сатурне», показало, что осцилляция тяги вызывает недопустимые структурные вибрации, несовместимые с выживанием экипажа (одна из причин провального испытания «Сатурна» 4 апреля 1968 г.) и, как говорится, прочая, прочая, прочая. Апелляция к программе «Аполлон», в рамках которой все проблемы были «успешно» решены, ничего не прояснила и не дала. В буквальном смысле - ничего нет. Выходит, что и на исходе второго десятилетия 21 века технических возможностей и научных данных для успешного полета к Луне не достаточно. Комиссия констатировала, что любой такой полет является сложнейшей цепочкой основных операций, и все они должны быть надежно исполнены. Достаточно хотя бы одного ненадежного звена, чтобы сделать полет смертельно опасным и миссия становится совершенно-невыполнимой. Как же такие «миссии» стали многократно возможны более 40 лет назад?
«Гениальный» спич на закрытии программы «Созвездие» (15 апреля 2010г.) произнес действующий на тот момент президент США Б. Обама: «Я считаю, что к середине 2030-х годов мы сможем отправить людей на орбиту Марса, и вернуть их благополучно на Землю. А потом последует посадка на Марс, и я собираюсь присутствовать, чтобы увидеть это!» Вам это ничего не напоминает? А мне старый советский анекдот: Брежнев космонавтам: «Не расстраивайтесь, американцы слетали на Луну, а вы полетите сразу на Солнце». Космонавты: «Леонид Ильич, мы же сгорим!». Брежнев: «В политбюро сидят не дураки! Чтобы не сгореть полетите ночью». Действительно, для политических клоунов в полетах на Луну, на Марс или на Солнце не было и нет никакой разницы. Некоторые слова в тексте заменил и все. Делов-то!
Между тем к концу 60-х годов 20 века в развернувшейся «лунной гонке» сложилась следующая обстановка. В СССР, под задачу пилотируемого облета Луны, был создан корабль «Союз», который и теперь является, уже единственным, средством доставки космонавтов на МКС и ракета УР-500 (Протон) для вывода «Союза» на околоземную орбиту. При помощи этой техники были осуществлены 14 беспилотных запусков «Зондов» (беспилотный вариант «Союза»). Не всегда удачных, но все - же успех пришел. «Зонды»-7и 8 полностью выполнили программу полетов. Путь к пилотируемым полетам вокруг Луны, казалось, был открыт. А что у американцев? Да все очень печально. Не вооруженным глазом было видно отставание от СССР, а все попытки вырваться вперед заканчивались катастрофами и трагедиями. Так, при наземных испытаниях 27 января 1967 г. на стартовом комплексе, вместе с «Аполлоном-1» заживо сгорел экипаж из трех человек. А беспилотное испытания лунной ракеты «Сатурн» 4 апреля 1968 г. было признано неудачным.
Могли ли американцы в такой ситуации отказаться от попыток «полета» и «высадки? Нет, не могли. Мало того лететь надо было срочно! И благодарить за это они должны были своего уже бывшего президента Д. Кеннеди. Раздосадованный успехами советской космонавтики он в своем выступлении 12 сентября 1961 г. в Университете Райса заявил, что: «…американцы уже до конца текущего десятилетия высадятся на Луне». Можно только представить, сколько специалистов в США после этого проклинали своего экс-президента за «подложенную свинью», но делать было нечего, на кону стоял престиж Америки, «лететь» надо было любой ценой и не просто «лететь», а «лететь успешно». Оставался только один «верный» путь- мистификация. История, как мы помним, не знает сослагательного наклонения, но все же интересно получилось бы у американцев отвязать в начале 70-х доллар от золота и превратить его в нефтедоллар, сделать доллар главной резервной валютой, обеспечив тем самым его мировое господство на долгие годы, получилось бы развалить СССР и соцлагерь и превратить мир в «однополярный» и другие пакости, если бы авторитет страны резко упал в глазах всего мира, если бы не было этих «полетов»?
Однако для мистификации также требовалось проделать огромную работу. Для начала необходимо было «зачистить» всех несогласных играть по новым правилам в собственных рядах, оставив тех, кто после соответствующей подготовки, способен будет «врать не моргая». В 1968 г. были уволены более 700 сотрудников Центра космических исследований им. Маршалла в г. Хантсвилл, где разрабатывался «Сатурн». В 1970г., в самый разгар лунной программы, главный конструктор ракеты «Сатурн» Вернер Фон Браун был освобожден от должности директора Центра и отстранен от руководства ракетными разработками. Похоже, что и беспрецедентная серия трагедий с американскими астронавтами и людьми, так или иначе, причастными к космической тематике, погибшими в авто и авиа катастрофах в конце 60-х годов, тоже звенья этой цепи.
Мы, наверное, никогда не узнаем, имели ли американцы отношение к устранению тех людей в СССР, которые потенциально могли не согласиться и помешать «полетам», или им просто «повезло», но, так или иначе, и отстранение от власти Н. Хрущева в октябре 1964 г., и смерть С. П. Королева 14 января 1966 г., и гибель Ю. Гагарина 9 марта 1968г. были для них «удачным стечением обстоятельств».
Оставались еще две категории людей, которых необходимо было убедить в реальности «полетов» и «высадок», это руководители СССР и остальное население страны и мира. Последнее не составляло особого труда при массированной пропаганде «достижений» когда, как говорится, «из каждого утюга» лился нескончаемый поток признания американских успехов в космосе. Надо отметить и особенность того времени – беспрецедентное доверие людей к писанному или реченному слову вообще. Вспоминается популярный фильм того времени в котором шеф Гестапо Мюллер отпускает подозреваемого Штирлица полностью удовлетворенный объяснениями, что отпечатки его пальцев на чемодане с русской рацией оставлены в момент, когда он кому-то, где-то помог перенести через дорогу какие-то вещи. Будучи подростком в то время, я не помню случая, чтобы кто-то из окружающих меня взрослых критически высказался о возможности такой ситуации. Еще большее доверие вызывали официальные источники. Аргумент сторонников «высадок» - «наши, если бы что было не так, сразу бы разоблачили», действительно казался сильным и долгое время был решающим в спорах. В то время мне и моим современникам невозможность руководства страны играть на стороне противника и невозможность сдачи лидерства в космосе - гордости всего советского народа представлялись естественными. Лишь много позже, под обилием все новых и новых данных, многие, в том числе и ваш покорный слуга, «прозрели» и факт сговора руководителей СССР и США стал очевидным. На что же променяло брежневское Политбюро блестящие результаты самоотверженного труда десятков и сотен тысяч советских космических специалистов?
Скорее всего, руководитель страны в то время Л. И. Брежнев был хорошим человеком, искренне желавшим добра своим «подданным» и хотевшим что бы «подданные» его любили. Но хороший человек и хороший руководитель редко встречающееся сочетание. К тому же у него, как и у его предшественника, был комплекс, связанный с одной стороны с достижениями предшественника, с другой с необходимостью самоутверждения в каком-нибудь великом деле. И если Хрущев, находясь в тени великого Сталина, решил первую задачу постаравшись максимально опустить Сталина, обвинив его в репрессиях, а вторую задачу за счет первенства в космосе, то Брежнев, опустив в свою очередь Хрущева волюнтаризмом, кукурузой и пр., по-видимому, хотел войти в историю как человек, давший своему народу достаток, лучшую и более сытную жизнь, ну, примерно, такую, какую он видел на «Западе». Поэтому ему было психологически комфортно и вряд ли он чувствовал угрызения совести, обменивая «хрущевский» космос на свою идею фикс.
Американцы, по-видимому считая, что для остального советского руководства этого не достаточно, создали тому серьезные проблемы в Чехословакии в 1968, сильно напугав представителей советской элиты. Почва для торга была готова. Как он протекал, мы не знаем, но результат был очевиден. Если перед началом торга СССР имел в активе восстание в Чехословакии, то в конце ему дали не только это восстание подавить без серьезных международных последствий, но и помогли построить «ВАЗ» и «КАМАЗ», химические заводы, протянуть нефте и газопроводы в Западную Европу, построить БАМ и подарили еще немало больших и малых «плюшек». Серьезные уступки были сделаны и в политическом плане, подписан ряд международных договоров ограничивающих гонку вооружений, что было большим облегчением для советской экономики, и договоры о нерушимости границ, все то, что советская пропаганда назвала «Политикой разрядки» и «Принципом мирного сосуществования». Ну и, конечно, в 1974 г. Москва «выиграла» у Лос- Анджелеса право на проведение «Олимпиады – 80». Не остался в накладе и лично Л. Брежнев, гараж которого по разным оценкам насчитывал от нескольких десятков до нескольких сотен очень дорогих автомобилей. Ему, любителю быстрой и комфортной езды, дарили машины и Р. Никсон и В. Брант и другие руководители стран и концернов, думается не за красивые глаза и густые брови. И да, в стране, где за большие взятки по закону могли расстрелять, главный чиновник и политический руководитель беззастенчиво брал «борзыми щенками». Время показало чего стоят все эти договоры о разоружении, разрядке и нерушимости границ. Дорога, выложенная благими намерениями, в очередной раз привела к закономерному финалу.
По-видимому, окончание основного торга и старт спектакля под названием «Полеты и высадки американцев на Луну» пришлись на конец 1968 года, время, как мы помним, поджимало. Именно к этому времени СССР дали возможность «разобраться» с Чехословакией, а в декабре «пилотируемый экипажем американский «Аполлон-7» облетел Луну», что после провального беспилотного испытания в апреле ракеты «Сатурн» и отсутствия других испытаний для сценаристов спектакля не выглядело абсурдным. Вот такая «смелость» авторов сценария и поражает больше всего. У русского литературного классика М. Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» есть сцена, в которой администратор варьете Варенуха рассказывает финдиректору Римскому о безобразиях директора Лиходеева: «…Степа был хорошо известен в театральных кругах Москвы, и все знали, что человек этот – не подарочек. Но все-таки то, что рассказывал администратор про него, даже и для Степы было чересчур. Да, чересчур, даже очень чересчур… Чем жизненнее и красочнее становились подробности, которыми уснащал свою повесть администратор… тем менее верил рассказчику финдиректор. И наступил момент когда: «…финдиректор уже твердо знал, что все, что рассказывает ему вернувшийся в полночь администратор, все-ложь! Ложь от первого до последнего слова.». Официальные отчеты рассказывают нам об успешном облете Луны в декабре 1968г. О последовавших друг за другом пяти экспедициях, из которых только одна была не полностью завершена (помешал очевидно номер «Аполлона» - 13), да и там бравые парни не растерялись и вернулись с победой. О том, чем они занимались на Луне (копали и грузили грунт, устанавливали флаги, гоняли на «Ровере», делали селфи и пр.). О продолжительности пребывания на поверхности Луны от 21 часа в первой экспедиции до 75 часов в последней! Вот это да! Это вам не Гагаринские 1,5 часа в корабле на низкой околоземной орбите и не Леоновские 12 минут в не совсем «открытом» космосе, это более 3-х суток на раскаленной от температуры и радиации сковородке и в домике из фольги. Почему же «сценаристов» не беспокоило, что все это чересчур, даже очень чересчур? Возможно, они действовали по принципу доктора Геббельса: «чем больше ложь, тем скорее в нее поверят» или, возможно и я надеюсь, всем этим кто-то не совсем пропащий, хотел прокричать: «ЛЮДИ, ОПОМНИТЕСЬ, КАК МОЖНО ВЕРИТЬ ЭТОМУ БРЕДУ! »
Но, так или иначе, а спектакль требовал эффектного завершения. Сцены, в конце которой занятые артисты, взявшись за руки, выходят к зрителям для поклона. Отметить окончание главной части спектакля и согласовать коду в Москву 22 мая 1972 г. прибыл сам главный режиссер - президент США Р. Никсон, а уже через 2 дня был утвержден сценарий последнего акта под названием «экспериментальный полет «Аполлон» - «Союз». Всем этим американцы хотели окончательно закрепить в головах жителей земли легенду о замечательной ракете «Сатурн» и замечательном корабле «Аполлон» и подкрепить все это авторитетом советской космонавтики, унизив в очередной раз своих главных конкурентов. После чего они, мучимые, по-видимому, не до конца изжитым комплексом неполноценности, сделали еще одну попытку явить миру хоть что-то реальное в космосе. И 14 мая 1973 г. при помощи ракетоносителя «Сатурн», того самого который сначала в апреле 1968 г. провалил испытания, а потом шесть раз без сучка и задоринки «слетал на Луну», на низкую околоземную орбиту была выведена станция «Скайлеб». Но «непредсказуемая» ракета «Сатурн» и тут явила свой нрав, в результате чего «Скайлеб» вывалился на орбиту настолько изувеченным, что на него поначалу все махнули рукой - не жилец! Потом вроде как спохватились, «послали подряд три экспедиции, которые все отремонтировали, благоустроили» после чего… станция была окончательно брошена и, проболтавшись, еще несколько лет на орбите отправилась в океан к другим свидетельствам «полетов».
Пришлось возвращаться к не подводившей пока технологии полетов – мистификации. Шоу маст гоу он! Если, забегая вперед, сказать, что американцы так никогда и не имели своей станции на околоземной орбите и до 80-х годов не имели опыта пилотируемых полетов и стыковок, то в вопросах мистификаций имели, как говорится, «золотые руки». Поэтому к кастингу на главную роль подошли очень тщательно, тут требовался не простой артист, а желательно народный артист с именем и харизмой, к тому же предельно лояльный к постановщикам спектакля, все остальное было не важно. Так из всех претендентов на главную роль А. Леонов, несмотря на славное прошлое, был самым не подготовленным, так как не имел опыта пилотируемых полетов и стыковок. Очевидно, главным было другое – психологическая готовность Леонова сыграть по американским правилам и его космические заслуги. И тут, наверное, кроется ответ еще на один вопрос, который постоянно задают сторонники «высадок» - почему космонавт Леонов так упорно защищает американскую позицию? Наверное, потому, что признав фиктивность «полетов на Луну», он тем самым признает и свою роль в заключительной сцене мистификации, теряя славу и, возможно, деньги. Интересующиеся данной темой специалисты и просто не равнодушные склоняются к тому, что «Союз – 19» все-таки стартовал и провел на орбите положенное время, а вот «Аполлона» там никогда не было (такой знаете ли Гамлет с призраком своего отца), зато есть «кино и фотодокументы», запечатлевшие рукопожатие «на орбите» 17 июля 1975 г., тот самый финальный выход к зрителям взявшихся за руки артистов.
Ну что же? Занавес? Не спешите, оказывается, традиция подмены реальных дел мистификациями живет и процветает. Не так давно все телеканалы мира транслировали посадку на комету Чурюмова – Герасименко летательного аппарата Европейского Космического Агентства, верного ученика и продолжателя дела своего старшего брата – НАСА. Пока я ломал голову над вопросом, как удалось осуществить навигацию и посадку на столь удаленный и малый объект, лишенный сколь-нибудь значимого поля тяготения, репортажи вдруг внезапно прервались, осекшись на обещании продемонстрировать в эфире звук посадки летательного аппарата на комету. Не остановленное своевременно вранье породило очередной «шедевр» - вакуумную акустику! Возможно, пройдет не так много времени и все мы узнаем, где действительно снимались сюжеты НАСА про Марс и другие «космические приключения».
Что же в итоге? Количество критически думающих людей растет с каждым годом и появление все новых и новых огрехов в лунных доказательствах НАСА уже не обходится без смеха, тают и маргинализируются ряды сторонников высадки американцев на Луну, правда о тех уже далеких событиях побеждает ложь. Но все-же радость от этого получается с грустинкой. Никто и ничто уже не вернет страну под названием СССР, руководство которой столько сделало для того, чтобы убить веру населения в то, что только добросовестный труд может приближать мечту, а не его профанация. И очень жаль поколения тех людей, которые после страшной войны, своим беззаветным трудом смогли проложить человечеству дорогу в космос. А, что американцы? «Астронавты», все эти Армстронги (прожил 82 года, умер после неудачной операции), Борманы (жив и поныне 89 лет) и пр. всей своей продолжительной и здоровой жизнью ярче всего доказали, что не на какой Луне и даже рядом они не стояли, а иначе не прожили бы так долго, а уже давно бы «скончались в страшных судорогах», а остальным, похоже, уже безразлично, что о них сейчас думают, своих целей они тогда добились. Обогнав СССР в 80-х по части космических кораблей многоразового использования (программа Спейс-Шаттл), они после серии аварий эту программу свернули. Так, что теперь «покорители Луны», не особенно смущаясь, добираются на МКС все на тех же советских «Союзах».
И все же хочется сказать, что пройдя через страшные испытания, тяжелый труд, предательство и забвение достижений, теперь уже Российский народ (не только русские, а все народы нашей страны, объединенные великой русской культурой) сохранили главное качество, которое, похоже, уже отсутствует на пресловутом «Западе» - пассионарность. А значит – это не конец. Это – начало!