Закодированный Босх
Имя нидерландского мастера Иеронима Босха, жившего пять с половиной веков тому назад, и поныне овеяно легендами.
Например,
в своей монографии, посвященной творчеству художника, один известный
немецкий исследователь описывает поистине загадочный случай.
Сразу
же после окончания Второй мировой войны, в ноябре 1945 года, он побывал
в небольшом городке Оиршот, где находилась тогда мастерская-музей
великого нидерландского мастера. Искусствовед увидел там одну
неоконченную картину Босха.
И каждый день, приходя утром в
мастерскую, обнаруживал вновь написанные фрагменты, которых накануне не
было. Причем по своему качеству они ничем не отличались от
первоначальной живописи.
Трудно сказать, насколько был искренен
автор, приводя в своей монографии этот пример, но то, что Босх и по сей
день остается таинственной и труднопостижимой личностью, факт
бесспорный. Возможно, потому что, несмотря на огромную известность, ему
удалось остаться в тени истории.
О его жизни известно очень мало.
Мы даже не знаем, как выглядел Босх, так как те несколько автопортретов
Босха, которые дошли До нас, у многих исследователей вызывают сомнения в
их принадлежности кисти художника. Дело в том, что к середине XVI века
следы мастера затерялись.
Правда, сохранился литературный портрет
великого мастера, созданный в конце XVI века Д. Лампсониусом, поэтом и
ученым, жившим в Брюгге: «Что означает, Иеронимус Босх, этот твой вид,
выражающий ужас, и эта бледность уст? Уж не видишь ли ты летающих
призраков подземного царства? Я думаю, тебе были открыты и бездны
адского Плутона, и жилища ада, если ты мог так хорошо написать твоей
рукой то, что сокрыто в самых недрах преисподней»
И все же кое-что о жизни Босха нам известно.
Например,
что родился Босх в городе Хертогенбосе на юге нынешней Голландии в 1450
году. Однако, в какой из дней мая он появился на свет, доподлинно
неизвестно. Зато известно, что и отец Босха Антонис ван Акен был
живописец, так же как два дяди и дед Ян ван Акен.
Настоящее имя
художника — Иеронимус ван Акен: его предки были из немецкого Аахена.
Босх, что по-голландски означает «лес», — это псевдоним. Лес в то время
был символом всего таинственного, загадочного, бесчисленных богатств,
сокрытых в его темной чаще.
Правда, существует версия, что
псевдоним «Босх» произошел от сокращенного названия родного города
художника, в котором он безвыездно провел всю жизнь, кроме путешествия в
Антверпен для учебы. Многочисленные приглашения посетить Италию,
Испанию и Францию оставались без ответа.
Из документов архива
Братства Богородицы, в котором состоял Босх, известно, что в 1478 году
он женился на 25-летней Алейд ван Меервенн, девушке из местного рода,
богатого и знатного. Она происходила из «хорошей семьи», обладала
значительным личным состоянием и передала мужу право им распоряжаться. В
небольшом поместье Оиршот близ Хертогенбоса, принадлежавшем жене, Босх
получил возможность работать над своими картинами, не будучи связан с
заказами.
И все-таки жизнь Босха остается для исследователей
тайной за семью печатями. А, значит, дает простор для разного рода
предположений. Благо, для этого нередко появляется благодатная почва в
виде труднообъяснимых феноменов.
Так, в одном из соборов
Хертогенбоса, расписанных Босхом, сохранилась загадочная фреска: толпы
праведников и грешников, простерши руки ввысь, наблюдают стремительно
надвигающийся на них зеленый конус с ярким белым шаром света внутри.
Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака.
В
центре этого шара маячит странная фигура: если приглядеться к ней
повнимательнее, заметно, что она имеет не совсем человеческие пропорции и
лишена одежды.
Многие современные исследователи, в том числе
голландский профессор истории и иконографии Эдмунд Ван Хооссе, считают
фреску свидетельством того, что Босх, возможно, воочию наблюдал
приближение к нашей планете иноземной техники с представителями других
миров на борту.
Другие идут еще дальше. Так, американский
парапсихолог и уфолог Джордан Харде полагает, что сам художник был
пришельцем из галактических глубин и просто описывал на холсте то, что
видел, путешествуя по необъятной Вселенной (нечто подобное, кстати,
говорят и про Леонардо да Винчи). По каким-то причинам он задержался на
Земле и оставил нам живописное свидетельство, не уступающее современным
кинематографическим шедеврам типа «Звездных войн»...
Могила
художника, находящаяся в приделе расписанного им храма святого Иоанна,
спустя столетия пополнила список связанных с его именем тайн. При
археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует.
Руководивший
раскопками в 1977 году Ханс Гаальфе рассказал журналистам, что
наткнулся на плоский камень, не похожий на обычный гранит или мрамор, из
которых изготавливались надгробия. Исследования материала привели к
неожиданному результату: фрагмент камня, помещенный под микроскоп, начал
слабо светиться, а температура его поверхности внезапно возросла на три
с лишним градуса. При том, что никакого внешнего воздействия на него не
производилось.
Церковь вмешалась в исследования и потребовала срочно
прекратить надругательство: с тех пор могила Босха в соборе святого
Иоанна неприкосновенна. На ней лишь выгравировано имя художника и годы
его жизни: 1450— 1516. А над могилой — фреска его руки: распятие,
освещенное странным зеленоватым светом.
Со своей стороны
американская исследовательница творчества Босха Линда Харрис настаивает
на даре мистического прозрения и ясновидения художника. По ее мнению,
многие видения Страшного суда на его полотнах абсолютно точно отображают
современные нам картины войн и катаклизмов. Именно поэтому она ставит
Босха в один ряд с другим не менее таинственным художественным гением —
Леонардо да Винчи.
На знаменитой картине Джорджоне «Три философа»,
по ее мнению, изображены как раз два этих живописца и сам Джорджоне.
«Это не случайность, — подводит итог Линда Харрис в своей книге «Тайная
ересь Босха». — Джорджоне тоже имел дар заглядывать в будущее и,
вероятно, знал, что ожидает человечество годы и столетия спустя».
А
работы Босха и впрямь полны загадок: их населяют мириады фантастических
существ, будто рожденных на иных планетах или в параллельных мирах.
Туман, покрывающий жизнь великого живописца, спровоцировал в наше время
немалое количество литературных и исторических спекуляций.
Его причисляли к колдунам и магам, еретикам и
алхимикам, занятым поиском философского камня, и даже обвиняли в тайном
сговоре с самим Сатаной, который в обмен на бессмертную душу даровал ему
особый талант заглядывать в иные миры и мастерски изображать их на
холсте.
Действительно, ничто не удается художнику лучше, чем
бесчисленные монстры. Так, на одном из самых значительных полотен Босха
«Сад земных наслаждений» изображены странные птицы: весьма реалистичные,
но невероятных, гигантских размеров существа, на фоне которых роятся
крошечные обнаженные человечки.
В том, что Босх говорит символами,
притом символами преимущественно многозначными, не сомневался и не
сомневается никто. И по этой причине смысл изображения зависел от того,
какой именно язык приписывался автору. А в эпоху Босха таких языков
существовало немало. Поэтому число возможных интерпретаций его
произведений очень велико. Так, изображение рыбы, в зависимости от
контекста, могло означать: Христа, знак Зодиака, Луну, месяц февраль,
воду, флегматический темперамент, служить символом поста...
Среди
самых неясных символов Босха можно назвать деревянную ложку, которая
занимает большое место в его произведениях: она служит веслом на
«Корабле дураков», видна в поклаже «посвященного» путника в обеих
версиях: в прологе к «Возу сена» и в «Блудном сыне». Она дважды
фигурирует также у дурных пастухов в «Поклонении волхвов», черт в «Семи
смертных грехах» помешивает ею котел, где среди золотых монет варится
скупец.
Возможно, что ложка для
Босха, так же, как и соседствующий с ней кувшинчик — это символы,
имеющие греховный смысл. Это подкрепляется присутствием среди
фантастических существ, изображаемых художником, многочисленных птиц с
клювами в форме ложки, чаще всего уток и других водоплавающих.
Присутствует
тут и целый бестиарий «нечистых» животных, почерпнутый из Библии и
средневековой символики: верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и множество
других; нельзя не назвать также змею, хотя встречается она у Босха не
так уж часто. Сова — вестница дьявола и одновременно ересь или символ
мудрости. Жаба, в алхимии обозначающая серу, — это символ дьявола и
смерти, как и всё сухое — деревья, скелеты животных.
Другие часто
встречающиеся символы: лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии
или символизирующая половой акт; перевёрнутая воронка — атрибут
мошенничества или ложной мудрости; ключ (познание или половой орган),
часто по форме не предназначенный для открывания; отрезанная нога,
традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная
ещё и с ересью и магией.
Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия
Босха не знает границ. На его картинах Люцифер принимает мириады
обличий: это традиционные черти с рогами, крыльями и хвостом, насекомые,
полу-люди-полуживотные, существа с частью тела, превращённой в
символический предмет, антропоморфные машины, уродцы без туловища с
одной огромной головой на ножках, восходящие к античным гротескным
образам.
Часто демоны изображаются с музыкальными инструментами, в
основном духовыми, которые порой становятся частью их анатомии,
превращаясь в нос-флейту или нос-трубу. Наконец, зеркало, традиционно
дьявольский атрибут, связанный с магическими ритуалами, у Босха
становится орудием искушения в жизни и осмеяния после смерти.
В
наше время учёные, придя к выводу, что в творчестве Босха заключён
глубокий смысл, предприняли множество попыток объяснить его значение,
найти его истоки, дать ему толкование. Одни считают Босха кем-то вроде
сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин
подсознания, и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали.
Другие
полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические
дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию. Третьи стараются
связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в
ту эпоху.
Удивительно, что, несмотря на явно демоническую и
мистическую направленность творчества, ни при жизни, ни после смерти
Босх не считался еретиком. И это во времена самой свирепой инквизиции,
когда в Голландии начиная с 1468 года еретиков безжалостно сжигали на
кострах, а в 1487 году был, с благословения папы, издан получивший
зловещую известность «Молот ведьм».
Более того, сам факт покупки
картин Босха мог служить доказательством правоверности! Так, в 1572 году
Дамианоде Гуа, португальский гуманист и друг Эразма Роттердамского,
обвиненный инквизиторами, в доказательство своей религиозности сказал,
что купил и подарил церкви картины Босха.
Наоборот, католические государи высоко ценили талант
художника. Например, «Страшный суд» был заказан ему герцогом Бургундии
Филиппом Красивым, «Искушение» с 1507 года находилось в коллекции
Маргариты Австрийской. Известно также, что среди тех, кто первым оценил
его гений, был испанский король Филипп II. Одна из ранних работ
художника — «Семь смертных грехов» находилась в опочивальне короля.
Мистицизм
нидерландского мастера оказался удивительно созвучен испанскому
мистицизму с его утонченной чувственностью. И недаром библиотекарь
Эскориала Хосе де Сигуэнца, живший в XVII веке, считал Босха
единственным художником, изобразившим человека изнутри, а великий
испанский писатель Лопе де Вега называл «великолепнейшим и неподражаемым
художником», чьи работы — «основы морализирующей философии».
Видимо,
все дело в том, что картины Босха не представляли непосильной загадки
для образованной части его современников, которые в совершенстве владели
языком символов. Правда, стоит заметить, что уже в 1563 году испанец де
Гевара посчитал нужным «разъяснить простому народу, что не надо видеть в
этом художнике изобретателя чертей и чудовищ».
В 1605 году
библиотекарь Иосиф Сигуэнца писал: «На мой взгляд, различие между
картинами Босха и картинами всех остальных заключается в том, что
остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит
снаружи, в то время как один лишь Босх имел достаточно мужества
изобразить человека изнутри». Однако позднее спектр предлагаемых
интерпретаций полотен голландского мастера заметно расширился.
Босх
умер в родном Хертогенбосе в возрасте 66 ле г. Если верить историкам,
случилось это в июне — шестом по счету месяце года. Молва приписывает
ему слова, якобы сказанные за несколько мгновений до смерти: «Дайте
свет»...
Похоронен он был 9 августа 1516 года в часовне церкви св. Иоанна.
http://paranormal-news.ru/ Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментарий 1221
Рейтинг поста:
--------------------