Быстрое, но бездумное и бессистемное распространение технологий спутниковой навигации порождает всё новые и новые угрозы, масштаб которых озадаченное общество только лишь начинает осознавать.
Широкое распространение технологий спутниковой навигации с использованием GPS-приёмников способно породить новые проблемы - это было понятно ещё десятилетие назад.
Тем не менее, истинный масштаб порождаемых GPS-технологиями проблем ещё предстоит оценить.
GPS-навигаторы, став дополнительным источником информации для водителей, зачастую лишь усложняют формирование целостного образа дорожной ситуации; информация о "GPS-авариях" становится обыденной.
Уже зафиксировано появление первых GPS-вирусов.
Уже показано, что использование GPS-аппаратуры и сервисов предупреждения о пробках способно на первый взгляд парадоксальным, но весьма недвусмысленным образом резко осложнить ситуацию на дорогах ("так называемый "парадокс Браеса").
Это всё, однако, были лишь цветочки. За GPS-аппаратуру всерьёз взялись злоумышленники.
Как сообщает BBC, комплексный анализ угроз, вызванных ширящейся зависимостью современного общества от GPS-аппаратуры, был представлен британскими специалистами на конференции, прошедшей в Национальной физической лаборатории в г. Теддингтон. Выводы - неутешительные.
Очевидной "Ахиллесовой пятой" GPS-систем является исключительно слабый сигнал, передаваемый спутниками на высоких орбитах. Это открывает перед злоумышленниками простор для творчества.
В этом творчестве обозначились два основных направления:
- глушение GPS-сигналов;
- намеренное искажение показаний GPS-приёмников.
Уже отмечено появление на рынке компактных, удобных и эффективных средств глушения GPS-приёмников - причём цена их оказывается не выше, чем у дешёвых GPS-навигаторов.
Устройство стоимостью около £100, часами способное работать без перезарядки батарей, может заглушить GPS-приёмник за десятки километров.
Естественно, повышение мощности таких устройств - вопрос техники. При этом они могут создать, например, серьёзные и даже непреодолимые препятствия для организации воздушного движения в районах аэропортов.
Стало возможным намеренное искажение злоумышленником показаний GPS-навигатора; при этом он неожиданно для пользователя, не выказывая характерных признаков глушения, начинает выдавать координаты, формируемые передатчиком злоумышленника.
Становится возможным намеренное изменение маршрута транспортного средства - например, самолёта. Формирование ложного маршрута не представляет проблем благодаря широчайшим возможностям моделирования географического контекста местности, предоставляемым современными геоинтерфейсами класса Google Earth - пилот "уводимого" с маршрута самолёта может даже не заметить вмешательство злоумышленника.
GPS-сигналы точного времени используются также в современной информационной инфраструктуре - в частности, банковской. Здесь перед злоумышленниками также открывается простор для творчества.
Естественным методом борьбы с новыми угрозами видится повышение мощности передаваемого спутниками сигнала - эта задача уже решается разработчиками GPS нового поколения.
Решается также задача координатно-временного обеспечения поля боя и ключевых узлов транспортной инфраструктуры значительно менее уязвимыми бесспутниковыми GPS. В системах управления, обеспечивающих режим "ситуационной осведомлённости", использование GPS для идентификации местоположения не является императивом.
Обеспечение устойчивости управления в условиях появления новых угроз станет одной из тем комплекса мероприятий GeoВласть, который пройдёт в рамках VII Международного специализированного форума GEOFОRM+`2010.
Источник: Исследования и разработки – R&D.CNews
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Уже. Проснулись, и после Грузии, когда над Цхинвалом задавили GPS, резко задумались.
Сейчас внесли предложение о перевооружении (модернизации) практически всего, что GPS навигацию использует (в смысле высокоточного оружия) на нечто другое. На что - еще к единому мнению не пришли.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Куда там! Это ж так удобно,точно и надёжно! И думать не надо! Всё на дисплее! Навигационная линейка - смешной анахронизм.
Молодое поколение о таких вещах как "ортодромия,локсодромия, ЛУР и пр". имеют весьма смутные представления на уровне: "да...слышал что то такое".
Наземные средства навигации в России практически уничтожены,в то время как на Западе работает всё,до последнего привода.
Предсталяю картину: отказ приемника GPS? или ещё хуже - в результате ложного сигнала потеря ориентировки где нибудь на Севере,в малоориентирной местности.
Полный ступор в кабине.