К нам обратилось сразу несколько пилотов авиакомпании Flydubai. Все они сохраняют анонимность. Мы присвоили им кодовые имена - пилоты А, В и С.
23 марта
После публикацией RT откровений пилотов лоукостера, комиссия МАК сообщила, что проверит информацию о чрезмерной нагрузке на экипаж Flydubai. В проверке также будет участвовать Роспотребнадзор.
В Ространснадзоре пояснили, что юридические лица иностранных государств не проверяются. Проводятся рамповые проверки, они будут усилены, в том числе и в отношении лоукостеров. Кроме того, Ространснадзор участвует в проверке режима работы и отдыха пилотов авиакомпании Flydubai, которую проведет МАК.
«Я увидел ваш репортаж и хотел добавить свои комментарии. Опубликованные слова бывшего пилота правдивы и очень достоверны. С тех пор, как он покинул компанию, дела стали ещё хуже. На пилотов серьёзное давление оказывается со стороны компании и её управляющих. Многие пилоты засыпают в воздухе, но они не говорят об этом руководству, потому что боятся санкций. Пилоты, которые говорили об этом, были уволены, точнее, их заставляли написать заявление об увольнении по собственному желанию. Компания не увольняет сотрудников, потому что не хочет, чтобы те обратились в суд или в прессу», — рассказал лётчик RT.
С RT также связалось и Управление гражданской авиации ОАЭ. В своём письме оно указывает, что приняло к сведению содержание репортажей RT, и подтвердило своё участие в расследовании катастрофы в составе группы международных экспертов. Однако эмиратский регулятор отказался как-либо комментировать предоставленную информацию, сославшись на всё то же Дополнение 13 Чикагской конвенции ИКАО.
Компания Flydubai позже официально прокомментировала запросы RT о количестве лётных часов и пригодности пилотов к выполнению полётов. RT на русском приводит полных текст данных ответов:
ЗАЯВЛЕНИЕ В ОТВЕТ НА ЗАПРОС О КОЛИЧЕСТВЕ ЛЁТНЫХ ЧАСОВ
Для Flydubai безопасность и обеспечение надлежащих условий работы нашего лётного состава и обслуживающего персонала представляет первоочередную важность. Вся гражданская авиация следует строгому регламенту. При составлении графиков полётов мы неукоснительно придерживаемся установленных норм в отношении часов налёта, причём особое внимание уделяется переменным факторам, оказывающим влияние на наши экипажи, которые включают в себя время заступления на смену, предыдущие смены и количество выходных»
ЗАЯВЛЕНИЕ В ОТВЕТ НА ЗАПРОС О ПРИГОДНОСТИ ПИЛОТОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПОЛЁТОВ
Для Flydubai безопасность и качество жизни наших пилотов и бортпроводников представляет первоочередную важность. Вся гражданская авиация следует строгому регламенту. При составлении графиков полётов мы неукоснительно придерживаемся установленных норм в отношении часов налёта. Если член лётного экипажа полагает, что по какой-либо причине он не смог достаточно отдохнуть перед началом смены, наша Система управления безопасностью труда призывает пилота заявить о том, что его состояние непригодно для выполнения полёта».
22 марта
RT на условиях анонимности побеседовал с бывшим пилотом авиакомпании Flydubai (пилот А), который рассказал корреспонденту Поле Слиер, что руководство авиакомпании отказывалось реагировать на рапорты лётчиков о сильной усталости. По его словам, для второго пилота разбившегося в России лайнера это был десятый рейс за последние 11 дней, перед которым ему не удалось выспаться. Собеседник также предоставил в распоряжение RT график работы второго пилота, из которого следует, что тот должен был отработать 11 дней с одним выходным, но на десятый день погиб.
«Компания Flydubai при составлении рабочих графиков пилотов и расписаний рейсов не учитывает суточные биоритмы человека и не даёт пилотам как следует отдохнуть между рейсами. И в данном случае оба пилота наверняка находились в соответствующем состоянии», — отметил бывший сотрудник авиакомпании.
По его словам, оба лётчика считались молодыми, поэтому их назначали на неудобные рейсы — долгие и ночные. «Скорее всего, пилоты были очень уставшими, вымотанными», — добавил собеседник RT.
«Мне удалось ознакомиться с рабочим графиком второго пилота (документ имеется в распоряжении телеканала. — RT). Так вот, он работал 11 дней подряд, за исключением одного-единственного выходного — это вторник, 15 марта. Он заступил на работу в среду в 16:00, а закончил в 23:00. На восьмой день пилот начал в 14:30 и закончил в 23:00, то есть в целом по графику. Однако уже через 24 часа он отправился в рейс до Ростова — в тот самый, что в итоге разбился. А отводить на отдых сутки многие инстанции запрещают, потому что в данном случае пилот заканчивает предыдущий рейс в 23:00, а на следующий день в это же время он уже должен лететь. И получается, что согласно его биологическим часам ему нужно в это время ложиться спать. Организм пилота настроен на отдых — а ему надо лететь», — пояснил пилот.
Собеседник канала рассказал, что в компании Flydubai так делается постоянно. «Каждому из пилотов Flydubai приходится выполнять дневной полёт и тут же переключаться на ночной, а потом опять на дневной, а потом опять на ночной. Это очень опасно, и эта проблема давно была налицо, вопрос поднимался неоднократно, раз за разом. Вплоть до того, что старший пилот как-то раз назвал нас в ответ «примадоннами» — в том смысле, что мы слишком много жалуемся. Так и сказал: «Да вы тут, ребята, сплошные примадонны», — поделился бывший сотрудник авиакомпании.
Вскоре после публикации материала RT, Ространснадзор обязал все российские аэропорты усилить контроль за самолётами и экипажами авиакомпании Flydubai. Повышенное внимание также будет распространяться и на прочие лоукостеры.
«Возможно, благодаря вам в авиакомпании Flydubai наконец-то начнут менять отношение к организации лётной работы. Необходимость в этом давно назрела. Продолжайте копать, вас ожидает ещё больше открытий», — говорилось в тексте письма пилота B.
Телеканал RT в свете обнародованных бывшими пилотами фактов обратился в саму компанию Flydubai. Однако представители лоукостера не стали комментировать откровения своих пилотов. Вместо этого они прислали RT стандартный пресс-релиз с дежурными выражениями скорби и сожаления. В ответ на повторный запрос с просьбой прокомментировать показания своих бывших пилотов, представители компании заявили, что им «нечего добавить к пресс-релизу, который отвечает на все поставленные вопросы».
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) отказалась комментировать информацию, предоставленную бывшими пилотами Flydubai, сославшись на то, что расследованием катастрофы руководит Межгосударственный авиационный комитет (МАК)
«Данная информация должна быть направлена в Межгосударственный авиационный комитет, который руководит расследованием инцидента с рейсом FZ981, что оговорено в международных правилах ведения расследований (Дополнение 13) Чикагской конвенции. До того как МАК предоставит ИКАО официальное заключение по инциденту, агентству не представляется возможным комментировать версии о возможных причинах катастрофы», — говорится в официальном ответе Энтони Филбина, руководителя отдела ИКАО по связям с общественностью.
От комментариев RT также отказались Национальный совет по безопасности на транспорте США, Международная ассоциация воздушного транспорта, Независимая ассоциация пилотов и Группа по действиям воздушного транспорта — экспертная коалиция, куда входят представители ведущих авиастроительных компаний.
21 марта
Замруководителя МАК Сергей Зайко заявил, что комитет рассчитывает получить предварительные результаты расследования крушения Boeing 737-800 в течение месяца
Премьер-министр РФ
Дмитрий Медведев также прокомментировал катастрофу, отметив, что рано
делать даже предварительные выводы о причинах трагедии.
«Здесь пока рано делать даже предварительные выводы, хотя версии высказаны, они в достаточной степени типизированы, они отражают общие подходы к тому, что могло случиться... Выводы, естественно, должны сделать все те, кому это положено, то есть и Международный авиационный комитет, и Министерство транспорта — по линии российских авиационных служб, и, конечно, те же правоохранительные структуры», — цитирует слова премьера РИА Новости.
20 марта
На следующий день после катастрофы, авиакомпания Flydubai заявила, что дополнительно выплатит по $20 тыс. семьям пассажиров, которые погибли при крушении Boeing 737-800.
Свою
помощь в расследовании катастрофы предложила компания-производитель
двигателей для самолётов Boeing-737 — CFM International. На место
крушения прибыли иностранные эксперты.
Всего место крушения самолёта обследовали более 700 спасателей. Работа проводилась на участке размером 450 м на 250 м, на котором были разбросаны фрагменты Boeing.
20 марта в 9:00 мск замминистра МЧС Владимир Степанов сообщил, что поисково-спасательные работы на месте катастрофы Boeing 737-800 были завершены. В Межгосударственном авиационном комитете (МАК) сообщили, что чёрные ящики разбившегося в Ростове-на-Дону Boeing 737-800 сильно повреждены, но пригодны для расшифровки. К процессу будут привлечены представители США, ОАЭ, Франции и других стран, чьи граждане погибли в катастрофе.
Тогда
же, 20 марта, глава СК РФ Александр Бастрыкин дал поручение о передаче
расследования катастрофы рейса FZ981 в управление по расследованию особо
важных дел Следственного комитета.
Источники, близкие к авиационным властям, воссоздали предварительную картину падения самолёта, согласно которой борт практически носом «вошёл» в землю. Источники отмечают, что погодные условия в Ростове-на-Дону были сложными, но бокового ветра не было. При ударе о землю лайнер взорвался и загорелся. Его обломки разбросало по обе стороны взлётно-посадочной полосы. При посадке экипаж ни о каких технических проблемах на борту не сообщал, то есть полёт проходил штатно.
«По предварительным данным, Boeing, который так и не смог сесть с первого раза, ушёл на второй круг. Со второго круга он прекратил посадку и стал уходить на третий круг. На высоте порядка 900 м при скорости более 400 км/ч лайнер дал левый крен и почти вертикально, под углом в 60 градусов, врезался в землю ближе к левому краю взлётно-посадочной полосы», — цитировал ТАСС сообщение источников.
Испольнительный директор компании Гейт аль-Гейт. фото: (с) Reuters19 марта
Пассажирский самолёт Boeing, летевший из Дубая в Ростов-на-Дону, упал левее взлётно-посадочной полосы аэропорта Ростов-на-Дону при посадке при плохой видимости и сложных погодных условиях. На борту самолёта находились 55 пассажиров и семь членов экипажа. Все они погибли.
Оба бортовых самописца были обнаружены на месте крушения вскоре после катастрофы.
Официальный представитель СК РФ Владимир Маркин сообщил, что комитет рассматривает три основных версии крушения: техническая неисправность, сложные погодные условия или ошибка экипажа. Глава СК РФ Александр Бастрыкин распорядился создать усиленную следственно-криминалистическую группу из 50 сотрудников Следственного комитета для расследования крушения Boeing в Ростове-на-Дону.
Исполнительный директор авиакомпании Flydubai после катастрофы
заявил, что лайнер был новым: воздушное судно было произведено в 2011
году, а последний техосмотр самолёт проходил 21 января этого года.
В
комментарии RT специалист по безопасности полётов и бывший командир
воздушного судна Александр Романов пояснил, что если экипаж провёл в
воздухе в ожидании более двух часов, то они не могли не слышать
сообщений о том, что другие суда уходят на посадку в запасные аэропорты
из-за плохих погодных условий. Но они этого не сделали, значит, решение
приземляться именно в Ростове-на-Дону было принято осознанно, заключил
эксперт.
Бывший заместитель министра гражданской авиации СССР Олег Смирнов
также придерживается мнения, что пилот потерпевшего крушения Boeing
повёл себя непрофессионально. Он принял решение не идти на запасной
аэродром, зная о метеоусловиях, а решил произвести посадку в аэропорту
Ростова-на-Дону.
Оригинал новости RT на русском:
https://russian.rt.com/article/155116