Поющие камни карельской тайги
В народной памяти еще до сих пор сохранились обрывки древних
преданий и легенд о неких «камнях-идолах», поставленных невесть кем в
таких глухих местах по берегам реки Охты, где даже местные жители
ориентировались с трудом.
Удивительные легенды о карельских
камнях собрал в свое время известный журналист Карельского радио Николай
Исаев — человек поразительной эрудиции и обаяния. Его, к сожалению, уже
нет среди нас.
Особенно потрясла нас одна, хранящаяся в личном архиве автора — «где-то
в карельской глуши есть большой валун, древний, как сама земля. И стоит
тот валун на скале посреди болот. И поставили тот валун наши предки
таким образом, что днем и ночью «поет» он только ему понятные мелодии,
но придет к нему человек с добрыми мыслями и светлым сердцем, и поможет
ему камень и подскажет как быть, и снимет боль и усталость, и даст ему
защиту от зверя лесного и страхов ночных». А поведал Николаю Исаеву
ту легенду один из старожилов небольшой деревеньки Ушково, что стояла на
берегу реки Охта. Только давно это было. Люди и деревни смертны, и
легенда осталась легендой — доброй, по детски наивной, к практической
жизни нашей никакого отношения не имеющей. Тем более, что подобных
легенд разбросано по великой Руси предостаточно.
Искать одинокую
глыбу, затерянную в карельской лесной глуши, так же непросто, как
выискивать иголку в стоге сена. Однако, в конце концов, мы вышли-таки к
небольшой скалистой возвышенности, поднявшись на которую увидели на
самой ее вершине камень-сеид, установленный на своеобразную плоскую
каменную подпорку. Скорее услышали, потому что именно это было нашим
первым впечатлением. Камень «пел»!
Сильный ветер прорывался
сквозь узкую щель между плоской вершиной скалы и нижней частью камня
благодаря той самой каменной подпорке, которую мы увидели как только
подошли ближе. Ощущение было незабываемое.
Звуки были очень
мелодичными; иногда они напоминали маршевую многоголосицу оркестра, а
иногда — выводимую одиноким путником где-то высоко в горах задушевную
мелодию свирели. Все зависело от силы ветра и, что самое невероятное, от
положения камня, который иногда его меняет, раскачиваясь вперед-назад,
вправо-влево.
Другими словами, плоская каменная подставка
необходима не только для того, чтобы сделать специальный «зазор» между
вершиной скалы и камнем, благодаря чему, собственно, и возникают звуки,
но и выступает в качестве своеобразного «шарнира». Камень как бы
балансирует на этой подставке, что наблюдалось даже невооруженным
глазом. Это происходило и в моменты полного отсутствия ветра, хотя мы
прекрасно понимали, что никакой ветер не в состоянии покачнуть монолит
подобных размеров.
Создавалось совершенно определенное
впечатление о «рукотворности» данной «композиции». Вокруг камня
возвышались деревья и кустарники, и только в одном направлении
открывался естественный проход, не заросший деревьями, который давал
возможность свободного движения ветру. В эту-то сторону и был
ориентирован камень.
Вокруг камня — идеально утоптанная площадка,
хотя каких-либо свежих следов мы так и не обнаружили. Видимо, приходили
к этому камню издревле. Кто и зачем, какие ритуально-магические обряды
совершались здесь — об этом можно только догадываться. Людская память не
сохранила о тех далеких временах никаких сведений.
Можно
предположить, что обнаруженный камень мог быть культовым объектом
древних саамов, населявших территорию Карелии 5-6 тысяч лет назад.
"Звонкой камень" на Колгострове.
Кстати, в 1972-м году экспедицией Карельского Филиала
Академии Наук СССР, которой руководил археолог А. П. Журавлев, на
Колгострове в Онежском озере была сделана уникальная находка
камня-валуна, который обладал оригинальным свойством издавать мелодичный
звук при ударе о его верхнюю часть небольшим булыжником. Валун этот до
сих пор известен в местной традиции как «Звонкой» камень.
«Звонкой»
камень представляет собой крупный природный валун с уплощенной верхней
частью, имеющей многочисленные следы ударов. Он имеет трещину, которая
образует резонирующую полость, с чем и связан упомянутый акустический
эффект.
Он был обследован специалистами Петрозаводской
консерватории. Полученные результаты позволили выдвинуть гипотезу о его
использовании в качестве самозвучащего музыкального инструмента,
получившего название литофона. «Звонкой» камень в местной традиции до
сих пор сохраняет явно культовое назначение. Местное население, с
незапамятных времен считало, что этот камень обладает магическими и
лечебными свойствами: снимает у человека боль, приводит в равновесие его
психические и духовные силы.
Обнаружение в расщелине «Звонкого»
камня фрагментов асбестовой керамики позволяет предполагать
использование его в качестве культового объекта еще в позднем энеолите —
конце третьего - начале второго тысячелетия до н.э. древнесаамским
населением, проживавшим в этих краях.
отрывок из главы «Загадочный мир путеводной реки»книги А.Попова «Таинственный мир Карелии»г.Петрозаводск.2008г.
Источник Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|