Молодой человек больше полугода назад приехал в Россию из США, а приемные родители попросту забыли о его существовании. По словам Ивана – именно так он попросил его называть, без приставки Томас, – все конфликты начались во время его обучения.
В школу он не ходил, так как новая мать Анна Ребекка Воршов Ниеланд решила сама обучать его на дому. Она даже специально уволилась с работы. До обучения, правда, дело так и не дошло: выяснилось, что мальчик из России якобы не обучаем. Отношения между приемными родителями и подростком после этого стали напряженные. Взрослые неоднократно инсценировали драки и сваливали на парня всю вину.
– С раннего детства я замыкаюсь после напряженных ситуаций, пару дней отхожу. Им это не нравилось. В последний раз они пришли ко мне после напряженного разговора, и мать начала давить, – вспоминает один из конфликтов Иван. – Я хотел уйти, но она меня за волосы дернула и на кровать швырнула. Я ее откинул в сторону и пошел к двери, а там отец не пускает. Я сначала попросил пройти, потом попробовал – он меня обратно толкнул. Завязалась потасовка.
Полиция в этой ситуации оказалась на стороне взрослых, поэтому Иван переселился в специальный приют. Почти год он жил на социальную помощь, лишь изредка отец с ним созванивался и привозил какие-то вещи.
– Однажды он спросил, хочу ли я посмотреть Россию. Я ответил: "Да". Он сказал, что все устроит, – рассказывает Иван о своем перелете в Россию. – По дороге в аэропорт отец говорил, что через три месяца вышлет мне паспорт, но так ничего и не выслал. Сказал, чтобы я возвращался за свой счет. Сначала жил у родного отца, но, когда он начал сильно пить, я решил переехать в Петрозаводск, чтобы обустраивать жизнь. В общежитие меня устроили сотрудники из Министерства образования.
Чтобы уехать обратно в США, Ивану нужна приличная сумма на билеты и на обустройство. Только на билет до Айовы ему потребуется свыше 70 тысяч рублей. Молодой человек готов работать и копить, но ему нужно хотя бы получить свое жилье. Для этого он и обратился к уполномоченному по правам ребенка Павлу Астахову, который оперативно навел справки об усыновленном подростке.
– Мать ничего о нем не слышала уже год, но от разговора не отказывается. Это хорошо, так как необходимо разобраться, на каком основании его отправили в Россию, ведь он по законам США считается несовершеннолетним. Также мать заявила, что у него были проблемы с законом, что он в тюрьме сидел, – рассказал Павел Астахов. – В любом случае, он гражданин США, и никто не отменял факт усыновления.
Сам Иван уже не знает, что лучше – остаться в России или вернуться в США.
– Ближе к сердцу – вернуться туда, потому что я прожил там всю свою взрослую жизнь. В России за последние семь месяцев уже многого натерпелся. Но и там при возвращении надо будет все начинать с нуля. Что здесь, что там – без разницы. Но сюда меня всегда тянуть будет, потому что здесь родина, я здесь родился, – признался Иван.