Имея самое многочисленное мусульманское население в Европе (примерно 6 млн. мусульман) и устойчивую светскую традицию, Франция имеет непримиримый подход к религиозным меньшинствам. Иммигранты и их дети должны приспосабливаться к французским правилам, но никак не наоборот. Франция запретила носить исламскую чадру в государственных школах. Парламент рассматривает вопрос о запрете ношения паранджи в общественных местах. Но насколько "гибко" это отношение? Когда речь заходит об исламском финансировании, к разочарованию некоторых, как правых, так и левых политиков, правительство пытается внедрить элементы шариата, по правилам которого "ростовщичество" запрещено.
В период мировой рецессии исламское финансирование (банкинг) выглядит привлекательным делом. По всему миру за прошлый год активы по правилам шариата составили 29% - 822 млрд. долларов США, сообщает "Banker". Французские чиновники беспокоятся о том, что Париж "проигрывает" свою долю, в частности Лондону, чей мультикультурный подход с распростертыми объятьями приветствует исламских инвесторов. Чтобы наверстать упущенное, французы внесли изменения в свой налоговый и юридический кодексы. Однако их последнее усилие вызвало обратную политическую реакцию.
Суета началась тогда, когда была внесена поправка к законопроекту о финансировании малых предприятий - о предоставлении законных прав держателям сукуков, или исламских облигаций, "в соответствии с этическими принципами мусульманского закона или шариата". Социалисты были ошеломлены. Это было не что иное, как "внедрение шариата во французское законодательство", восклицал депутат-социалист Анри Эммануэлли. Внедряя поправку в текст, не имеющий никакого отношения к этому, сказал другой, "возникает впечатление того, что мы хотим нефтедоллары, но мы не хотим рекламировать это". Традиционалисты из правоцентристской партии Николя Саркози были также расстроены. Конституционный Совет - Верховный Суд Франции, похоже, согласился с этим. В прошлом месяце он исключил поправку, хотя "по техническим причинам".
Для министра финансов Франции Кристин Легард, которая выступала за то, чтобы открыть Францию для исламского финансирования, это вопрос сохранения Парижа в качестве конкурентоспособного финансового центра. Правительство поддерживают французские финансисты, которые видят в этом новый удобный источник доходов. Некоторые говорят, что к 2020 году Франция может занять 10% мирового рынка. "Неожиданно, наличие 6 млн. мусульман является большим преимуществом", заметил один.
Всё же для многих политиков идея включить шариат, даже если только технически, является опасным нарушением светских принципов Франции. Некоторые ученые по исламу опасаются того, что более открытое отношение может также облегчить возможность укрепления во Франции радикальных исламистов. Теперь чиновники пытаются ввести изменения в новый законопроект, и уверены, что они пройдут. В тяжелые времена практические финансовые потребности могут превзойти земные заботы - даже во Франции.
"Economist", 12 ноября 2009 года
Перевод – "Zpress.kg"
|